В июне текущего года стало известно, что в Конституционный суд РФ поступили обращения от представителей четырех ликвидированных правозащитных организаций:
- Московской Хельсинкской группы (МХГ), ликвидированной в январе 2023 года;
- центра «Сова», признанного иноагентом в РФ и ликвидированного в апреле 2023 года;
- Сахаровского центра, признанного иноагентом и ликвидированного в августе 2023 года;
- организации «Человек и закон», признанной иноагентом и ликвидированной в августе 2023 года.
В своих обращениях они обжаловали две нормы закона об общественных объединениях, согласно которым региональные и межрегиональные объединения могут работать только в тех субъектах РФ, где у них есть зарегистрированные представительства. Если организация ведет деятельность за пределами этих территорий, это может стать основанием для ее ликвидации. Представители НКО, которые и обратились в суд, отметили в своих обращениях, что их организации были ликвидированы на основании этих норм.
4 августа стало известно, что КС РФ отказался принять жалобы трех представителей ликвидированных НКО к рассмотрению, обосновав это тем, что они действовали от имени организаций, которые уже лишены статуса юридического лица, передают «Ведомости».
В суде отметили, что «оспаривать нормы закона может лишь гражданин, чьи личные конституционные права затронуты, а связь между заявителями и нарушением их прав не была продемонстрирована».
Дарья Милославская, глава совета ассоциации «Юристы за гражданское общество» отметила, что обжаловать положения закона можно было только через Конституционный суд. Но так как суд отказал, «оспаривание норм закона практически невозможно». Милославская предложила альтернативное решение: политико-правовой путь — обсуждение с депутатами и внесение изменений в законодательство о территориальных ограничениях для НКО. Кроме того, по мнению эксперта, некоторым из ликвидированных НКО следовало изначально выбрать иную организационно-правовую форму, если их деятельность не соответствовала статусу общественного объединения.