Согласно результатам опроса, каждый десятый житель России признался, что в его семье конфликты иногда перерастают в физическое насилие. Еще около трети ответили, что они знают о подобных ситуациях в своем окружении. При этом большинство (шесть из десяти человек) отрицают, что когда-либо о подобном слышали от своих друзей или родных.
По данным исследования, женщины чаще мужчин признаются, что сталкивались с семейно-бытовым насилием. Эксперты ВЦИОМ связывают это с тем, что в теме домашних конфликтов «сохраняется гендерная асимметрия восприятия». То есть на ситуации, которые женщины считают конфликтом и насилием, мужчины могут смотреть иначе. При этом женщины чаще говорят, что семей, в которых присутствует семейно-бытовое насилие, много, в то время как мужчины так не считают.
Наблюдается также заметный разрыв между поколениями. Поколение цифры (2001 год рождения и позднее) и россияне среднего возраста чаще признают наличие проблемы в собственных семьях. При этом старшие поколения утверждают, что подобных случаев нет.
«Скорее всего дело не в том, что конфликтов стало больше, а в разных культурных кодах: новые поколения, выросшие в условиях большей открытости к теме, снижения стигматизации вокруг семейных конфликтов и активном дискурсе прав человека, стали менее терпимы к авторитарным моделям семьи. И то, что старшие поколения могут считать обычными бытовыми конфликтами, для них уже выглядит как недопустимое поведение», — поясняют эксперты.
Молодежь также уверена, что насилие в семьях — это распространенное явление, в то время как представители старшего поколения считают, что наоборот, или уходят от ответа. По мнению исследователей, это указывает «на сохранение в старших возрастах культуры молчания о семейных проблемах».
Помимо этого, согласно результатам опроса, все меньше россиян становятся терпимыми к насилию в отношениях. 55% респондентов считают, что даже первый случай, когда партнер поднял руку, нельзя прощать. А 28% россиян полагают, что можно простить. Чаще всего о том, что партнера нельзя простить, говорят женщины и представители молодежи. Мужчины и представители старших поколений чаще склонны говорить, что «однократный случай побоев можно простить».
Несмотря на растущее осуждение насилия, многие по-прежнему считают, что решать такие проблемы следует внутри семьи, что опять же говорит о сохранении культуры молчания. Обращение за внешней помощью (в полицию, соцслужбы, к родственникам) пока менее популярно. Наибольшие надежды на органы внутренних дел возлагают женщины, молодежь и те, кто лично сталкивался с проблемой.
«Люди, которые считают возможным простить однократный случай применения силы, гораздо чаще говорят, что конфликты нужно решать в семье или обращаться к родственникам, но не выносить их наружу. Те же, кто уверен, что даже один эпизод недопустим, чаще выбирают обращение в полицию или социальные службы. Таким образом, представления о допустимости прощения напрямую связаны с готовностью или нежеланием выносить проблему за пределы семьи», — отмечают эксперты.
Кроме того, по мнению экспертов ВЦИОМ, семейные отношения для российского общества — это приватная сфера. Окружающим транслируется только самое хорошее, чем можно гордиться и похвастаться. А трудности и проблемы редко становятся предметом открытого обсуждения.