В течение восьми месяцев с февраля 2017 года участники проекта осваивали азы работы с MS Office и интернетом: учились набирать тексты, заполнять таблицы, оплачивать онлайн коммунальные услуги, находить нужную информацию, общаться в социальных сетях и с помощью Skype. Самому молодому выпускнику курсов исполнилось 55 лет, а самому старшему – 80.
Наталья Осипова, 67 лет, врач высшей квалификации из города Мценска Орловской области, хотела освоить компьютер, чтобы не отставать от внуков-школьников. Галина Евстигнеева, 56 лет, кондитер из Санкт-Петербурга, решила учиться, чтобы найти в интернете новые рецепты. Ее земляк Владимир Кутузов, 76 лет, мечтал научиться монтировать видеоролики и общаться по Skype с другом-профессором. «За каждым решением пойти на курсы компьютерной грамотности стоит личная история человека, часто непростая. Пенсионеры, пришедшие на курсы, – это отражение проблем, надежд и чаяний целого поколения, его места в современном обществе», — сообщают организаторы проекта.
Галина Соколова, педагог Новгородского университета, занимается обучением пожилых людей более десяти лет. По ее словам, раньше пенсионеры воспринимали компьютер как не очень нужную игрушку. Сейчас запросов больше, и они стали более четкими: оплатить счета, узнать новости, проложить маршрут. «Кто-то из жителей крупных городов даже закачивает в смартфон приложение «Яндекс.транспорт», — рассказывает Соколова. — Но еще более важно, что некоторым пенсионерам компьютер нужен для работы, например, той, что требует набора текстов в электронном виде, занесения информации в таблицы. Многие говорят, что есть силы и желание работать, но начальство требует овладеть компьютером. Вот и садятся пенсионеры за парту, чтобы по-прежнему иметь возможность профессиональной реализации и дополнительного заработка. А объявление о работе они самостоятельно находят в интернете! Это здорово, ради этого мы и работаем».
Вадим Волков, куратор проекта «Компьютерное просвещение – старшему поколению», заведующий кафедрой информационных систем Орловского государственного университета имени И.С. Тургенева, признается, что работать с пожилыми людьми непросто, но интересно: «Как-то меня озадачили вот чем: «Моя подруга выращивает малину, я – клубнику, живем далеко друг от друга. Как мне показать ей свой урожай?». Вроде наивно, но вариантов множество, какой предложить, как доступно объяснить? Очень часты прикладные запросы. Ко мне на занятия приходил пожилой мужчина, он конструктор, приносил чертежи, я помогал ему перевести их в электронную форму. Но более популярны вопросы попроще: например, когда будет концерт любимых исполнителей или нужный спектакль. Кому-то это смешно, а для них – другой мир, новые возможности и открытия».
Еще одна важная задача компьютерных курсов – сокращение разрыва между поколениями. У многих студентов есть внуки. Они хотят понимать, чем те интересуются, какую музыку слушают, где об этом почитать, познакомиться. «Мы учим не бояться нового, и это главное», – говорит Вадим Волков.
Компьютерные курсы для пожилых людей успешно функционируют в России уже несколько лет. Благодаря им люди становятся более независимыми, адаптированными и востребованными. «В Орле и Мценске прошли обучение 100 человек. Кому-то может показаться, что это немного, но для нас это очень серьезно», — говорит куратор курсов в Орловской области Ольга Пастух.
«Современные технологии делают жизнь старшего поколения насыщенной и интересной, – говорит представитель фонда «Саров» Елена Голубева. – Овладев компьютером, пожилые люди получают новый импульс, для того чтобы не останавливаться в развитии, искать новую работу, увлечения, круг общения. Многие выпускники признаются: «Теперь нам просто некогда стареть!».