«Ура, идем скорее, у нас сегодня собаки», – ученики школы 1239 находятся в радостном предвкушении встречи с живой собакой. С сентября в этой школе на протяжении трех месяцев будут проходить dog-уроки для учеников начальной и средней школы. После серии dog-уроков школьники примут участие в dog-квесте, чтобы закрепить полученные знания. Проект осуществляет организация «Экология человека» с привлечением средств президентского гранта.
Как рассказали в организации, уроки проходят следующим образом. Дети сидят за партами, специально приглашенный учитель находится у доски – рядом с ним лежит большая черная собака. Она спокойно слушает урок, иногда громко вздыхая или выполняя команды своей хозяйки, которой отведена роль учителя. Через 15 минут интерактивного урока собака встает и начинает медленно ходить вдоль рядов с партами, а учитель дает ребятам время погладить собаку и немного пообщаться с ней. Вскоре беседа учителя и ребят продолжается, а за 10 минут до звонка с урока наступает самое интересное. Прилежные ученики получают возможность выйти к доске и попробовать себя в роли инструктора собаки, предлагая ей те или иные команды.
Проект «Dog-урок» реализуется в России с 2014 года. Свой старт он получил в Москве. Сегодня такие уроки проходят в семи московских школах и пяти библиотеках. Кроме того, социальная значимость проекта была признана Агентством стратегических инициатив, что позволило предложить методику в регионах Российской Федерации как одобренную для применения в качестве дополнительного образования школьников.
Предлагаемая методика содержит тематический и содержательный план уроков по 20 темам, которые затрагивают не только общение с собаками, но и другие аспекты бережного отношения к живой природе. Кроме того, авторы проекта подготовили материалы для будущих внештатных педагогов, которыми могут стать волонтеры приютов, кинологи, ветеринары, психологи после специальной подготовки. Тестированию на профпригодность и дальнейшему обучению собак в проекте уделяется особое внимание.
Суть метода заключается в беспроигрышной комбинации: проведении уроков доброты с применением научного подхода HAI (Human Animal Interaction), то есть живого общения детей с собаками. Считается, что общение с домашними животными, такими как собаки, кошки и мелкие грызуны, помогает развить у детей чувство ответственности, сопереживания, прививают им любовь к природе и всему живому.
Проведенные в Англии исследования показывают, что в случае стресса животные играют роль буфера: облегчают тяжелые психологические состояния, связанные с тревожностью, смягчают восприятие физической и эмоциональной боли. При тактильном контакте с дружелюбной собакой дети повышают уровень душевного комфорта и получают определенную моральную поддержку.
Исследования, непосредственно направленные на определение пользы, которую могут приносить собаки во время урока, показали, что в присутствии собаки дети склонны лучше выполнять задания и внимательнее слушать учителя. Рядом с собакой школьники лучше справляются с решением интеллектуальных задач и более эффективно используют средства вербальной и невербальной коммуникации друг с другом и с педагогом. В некоторых случаях наблюдается также сокращение проявлений экстремального поведения, такого как склонность к агрессии, или, напротив, излишняя отстраненность.
Ожидается, что за три месяца осуществления образовательного проекта «Dog-урок» в нем примут участие около 500 учеников московских школ.
Узнать подробнее о проекте «Dog-урок» можно на сайтах фонда «Я свободен» и РОО «Экология человека».
Этот материал подготовили и прислали в редакцию АСИ наши читатели — сотрудники НКО и гражданские активисты. В рубрике «Жизнь НКО» мы публикуем новости от некоммерческих организаций со всей России, при этом производим только минимальное литературное редактирование. За достоверность информации, точность наименований и дат несут ответственность авторы текстов.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен