Совместный проект «АдаптСтудия» благотворительного фонда «Расправь крылья!» и центра содействия семейному воспитанию «Вера. Надежда. Любовь» стартовал 1 декабря 2017 года. В течение года проект осуществлялся в одном из учреждений центра при поддержке Комитета общественных связей Москвы.
Это эксперимент по внедрению инновационного метода работы с детьми, будущее которых напрямую зависит от степени владения социально-бытовыми навыками. Идея проекта родилась в 2017 году, когда фонд «Расправь крылья!» вел активную работу с центрами содействия семейному воспитанию города Москвы, в том числе с центром «Вера. Надежда. Любовь».
Со специалистами центра фонд приступил к детальной проработке вопросов социальной адаптации и формирования навыков самостоятельности у детей с существенными нарушениями интеллекта. Существующие модели обучения сирот несовершенны, и поддержка самостоятельности у таких ребят остается нерешенной проблемой – жизненные навыки, сформированные у детей в детском доме, часто теряются при переходе в учреждение для взрослых.
Исправить ситуацию может учебное проживание в тренировочной квартире. В специально созданной для этого «АдаптСтудии» особенных детей учили делать обычные вещи: одеваться, умываться, убираться, планировать и оценивать свой день, ходить за покупками, готовить себе завтрак, встречать друзей. Созданные условия помогают сформировать и закрепить навыки жизнедеятельности и сформировать социально-бытовые представления. Принцип проекта: самостоятельности столько, сколько возможно, а помощи столько, сколько необходимо.
Фото: БФ «Расправь крылья!»«Все то обычное, что у ребенка развивается спонтанно, интуитивно и чему не нужно учить специально, в силу ограничений, которые есть у наших воспитанников, в их случае требует специального обучения», — отмечает методист центра «Вера. Надежда. Любовь» Елизавета Романова.
В проекте приняли участие 72 воспитанника центра «Вера. Надежда. Любовь» с разной степенью самостоятельности и более 50 сотрудников учреждений и НКО, работающих с детьми-сиротами. В рамках каждого заселения четыре воспитанника жили в тренировочной квартире три недели, в течение которых проводилось обучение по индивидуальному маршруту. Основное внимание уделялось развитию способности воспитанников самостоятельно понимать необходимость осуществления какого-либо практического действия (например, приготовить завтрак, пропылесосить комнату, выключить свет) и выполнять его самостоятельно или с помощью других лиц.
Фото: БФ «Расправь крылья!»В проекте были апробированы оригинальные индивидуальные обучающие и оценочные средства, включая коммуникативные альбомы, наборы карточек для визуального расписания, опорных схем деятельности, форм сбора обратной связи. Была реализована модель «равный учит равного», которая предусматривает одновременное нахождение в тренировочной квартире воспитанников с опытом проживания в ней и без него.
По мнению специалистов, учебное проживание в тренировочной квартире — это эффективный метод подготовки воспитанников к новым условиям, в которых молодой человек окажется после выпуска из учреждения и перевода в ПНИ.
Проект и апробированная практика полностью готовы к тиражированию в других учреждениях для детей с интеллектуальной недостаточностью. Для этого разработаны методические рекомендации по организации учебного сопровождаемого проживания воспитанников с выраженной интеллектуальной недостаточностью, подготовлено обучающее видео по развитию навыков самообслуживания, самоорганизации и коммуникации.
Подведение итогов проекта «АдаптСтудии» состоялось 30 ноября на праздничном «Выпускном балу в АдаптСтудии».
Этот материал подготовили и прислали в редакцию АСИ наши читатели — сотрудники НКО и гражданские активисты. В рубрике «Жизнь НКО» мы публикуем новости от некоммерческих организаций со всей России, при этом производим только минимальное литературное редактирование. За достоверность информации, точность наименований и дат несут ответственность авторы текстов.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.