Представители НКО обсудили практики развития фандрайзинга и этические вопросы участия у нем родителей — благополучателей НКО.
Все чаще НКО рассматривают благополучателей как партнеров, которые способны не только принимать помощь, но и делиться ресурсами (в широком понимании), чтобы решить свою проблему и помочь другим. Не все НКО готовы к изменению парадигмы отношений, как и не все родители готовы не только получать, но и отдавать. Но есть примеры успешного партнерства НКО и родительских сообществ в фандрайзинге, отметили участники круглого стола.
Благодаря проекту «Поддержка миссии СО НКО сферы детства: развитие родительских сообществ» шесть некоммерческих организаций впервые начали системно работать с идеей развития фандрайзинга силами родителей — волонтеров, доноров, фандрайзеров. Работа началась с серии коуч-встреч с экспертами, в результате которых представители НКО могли подготовить и реализовать фандрайзинговые планы работы с родительскими сообществами. Исполнительный директор Ассоциации фандрайзеров Ирина Меньшенина отметила, что проект помог участникам получить первый опыт системной работы с родителями в фандрайзинге.
Во время круглого стола своими кейсами поделились три НКО. Их объединяют несколько моментов. Во-первых, людям, которые никогда не работали фандрайзерами, пришлось преодолевать психологический барьер: у нас не принято просить помощи, считается неловким и неуместным говорить о деньгах с подопечными. Во-вторых, во всех трех случаях успеху предшествовало изменение стиля общения с благополучателями: отдача выше, когда с родителями говорит человек, а не функционер. Наконец, все показали хорошие результаты и готовность большинства родителей к партнерству.
Первый опыт организации сбора средств на оплату психолога для организации дался непросто, признается Светлана Ершова, приемная мама, координатор волонтерского фандрайзинга в сообществе замещающих семей «Все дети в семье» из Хабаровска. Не хватало опыта, трудно было переступить через неловкость и страх отказа. Справиться помогли дополнительные знания и собственная стратегия: волонтер или фандрайзер — это нить, которая соединяет тех, кому нужна помощь, и тех, кто хочет помогать. Сейчас Светлана организует сбор средств для сообщества, помогает в организации личных сборов другим родителям, находит новые возможности для фандрайзинга, в числе которых — благотворительный кинопоказ, взносы на билеты для которого собирали по QR-коду.
Прежде, чем начать разговор с родителями, Евгения Быкова, приемная мама, директор московского Центра поддержки приемных семей фонда «Найди семью», и сотрудники центра сами стали донорами — подписались на регулярные пожертвования для своих подопечных. Выполнение рекомендации экспертов проекта «Фандрайзер сам должен стать донором» помогло преодолеть неловкость разговора о деньгах.
«Надо быть уверенным в том, что ты делаешь. Если ты уверен, что поступаешь правильно, понимание и отдача больше», — считает Евгения.
Переход к более неформальному общению помогает и в фандрайзинге, и в развитии сообщества родителей, хотя и отнимает больше времени и сил. Теперь центр при оформлении новых подопечных предлагает подписаться пусть на небольшое, но регулярное пожертвование, или помочь с рассылкой сообщений, организацией мероприятий. Ограничений в выборе сумм и форм нет, поэтому и отказов, как правило, не бывает. Из 73 семей — благополучателей центра, 49 стали донорами. Некоторые родители помогают продвигать тренинги для бизнеса, другие — занимаются бесплатными билетами на разные события. Один из родителей, профессиональный кинооператор, вместе с коллегой в свободное время снимает документальный фильм. Проект может стать и просветительским, и фандрайзинговым.
Благотворительный фонд «Провидение» сумел правильно воспользоваться инструментом «Карта пути родителя», понять ошибки и начать развитие родительского фандрайзинга. Фонд помогает спасать зрение недоношенным детям. Оберегая родителей, которые заняты своим ребенком, устают физически и эмоционально, сотрудники не поднимали тему участия или финансов. В этом, по мнению координатора адресной службы фонда Виктории Рыжковой, заключалась ошибка: людям, далеким от социальной сферы или фандрайзинга, трудно понять, как устроены эти сферы.
Интервью с благополучателями помогли сотрудникам фонда лучше понять родителей. В фонде «Провидение» поменяли подход к коммуникациям с родителями и изменили общение с теми, кто обращается впервые. Сотрудники не стесняются рассказывать о том, что и как делает фонд, чтобы помочь ребенку, предлагают участие в этой работе. Помощь родителей может быть разной — обращение к своим родным и знакомым через соцсети или репост, к работодателю, полезные контакты, посильная финансовая помощь. Это возможность изменить ситуацию к лучшему.
Новый подход дал результаты: за четыре месяца доля родителей, отказавшихся помогать в сборе средств на помощь своему ребенку, уменьшилась с 72% до 42%, доля закрытых сборов выросла с 7% до 30%, родителей-фандрайзеров стало в четыре раза больше, сумма собранных средств удвоилась.
«Негативные ответы и отказы тоже никуда не делись, но мы научились переносить их легче, потому что положительных ответов стало больше», — отметила фандрайзер фонда «Провидение» Ирина Святченкова.
Запись круглого стола «Фандрайзинг: практика и этика участия родителей» можно посмотреть на YouTube.
Проект «Поддержка миссии СО НКО сферы детства: развитие родительских сообществ» осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов.