Пилотный проект по внедрению протокола этичного сообщения диагноза родителям ребенка с инвалидностью или высоким риском ее развития действует в ряде регионов России. Согласно исследованию, проведенному в двух из них Центром лечебной педагогики и НИУ ВШЭ, родители, получившие информацию в рамках протокола сообщения диагноза, настроены более оптимистично и реже нуждаются в психологической помощи.
«Результаты работы нас по-настоящему воодушевляют, — говорит Ильмира Киш, юрист ЦЛП и заместитель руководителя этого направления в Координационном совете уполномоченного по правам ребенка. — Мотивация и интерес к теме в профессиональном сообществе растут».
Обучение провели эксперты ЦЛП — врач-невролог и врач паллиативной помощи детям Анастасия Примакова, психолог и психотерапевт Екатерина Горина, клинический психолог и специалист по коммуникации в медицине Анна Серкина. В ходе двухдневного семинара участники узнали об особенностях медицинской коммуникации и обо всех этапах сообщения диагноза — от подготовки до работы с реакцией родителей. Особое внимание было уделено эмпатии врача, а также разбору таких моментов, как ответы на вопросы и действия при агрессивной реакции на сообщение диагноза. Задания участниками отрабатывались на практике в тройках — «врач», «родитель» и «наблюдатель».
Также темами семинара стали профилактика профессионального выгорания, разбор концепции «Совместное принятие решения» и протокол SPIKES, который используется для сообщения плохих новостей.
Обучение было организовано на базе экспертно-методического центра «Особое детство» при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
Центр лечебной педагогики «Особое детство» — московская благотворительная организация, где получают помощь дети и взрослые с психическими особенностями, а также их семьи. За 35 лет работы центра здесь получили помощь более 32 тысяч особых детей и взрослых, а также их семьи, 139 тысяч специалистов прошли обучение современным методам помощи людям с психофизическими нарушениями.