«Наставничество» — одна из самых масштабных и эффективных программ адаптации выпускников детских домов к самостоятельной жизни. Проект реализуется в 30 регионах России и в двух городах Казахстана.
Как рассказала директор подростковых программ фонда «Солнечный город» Анастасия Землянова, фонд всегда активно занимался работой с подопечными учреждений:
«Мы привлекали и обучали волонтеров, которые проводили игры и мастер-классы. В какой-то момент мы поняли, что в детских домах все больше становится взрослых ребят. Подростки не так активно участвовали в мероприятиях. Им гораздо важнее было просто поговорить, поделиться новостями, спросить совета. Вокруг них было много общих взрослых, но практически не было тех, кому можно доверять».
Проект начал работу в 2014 году в Новосибирске. Через два года, после того как команда фонда отработала технологию поиска и сопровождения наставников, началось тиражирование практики в других регионах РФ.
Первыми присоединились Иркутская и Томская области, Пермский край, Красноярск, затем — Республика Башкортостан и Калининградская область. В некоторых регионах ранее были попытки начать подобный проект, другие начинали с нуля. Сегодня сформировалась мультирегиональная команда экспертов — супервизоров, психологов, кураторов, которые делятся опытом и помогают реализовать технологию в разных точках страны.
С 2016 года команды проекта оценивают его эффективность: проводят ежегодное исследование, чтобы оценить, как наставник влияет на жизнь ребенка. В опросе принимают участие дети, их старшие друзья и специалисты сиротских учреждений.
В среднем общение в паре «наставник — ребенок» продолжается от двух до пяти лет. Сейчас на активном сопровождении психологов и кураторов проекта — 1871 пара. По статистике, 95% подопечных в будущем хотят продолжить общение со своим наставником и после выпуска из учреждения. Подростки, участвующие в проекте, отмечают, что присутствие наставника в их жизни положительно влияет на разные сферы жизни. Это эмоциональная поддержка, развитие бытовых навыков, учеба и хобби, профориентация и семейные ценности. 83% подростков чувствуют себя с наставником более уверенно.
Общение с ребенком — это всегда двусторонняя история развития, отмечает наставница из Кемеровской области Екатерина:
«Мы передаем им знания, мудрость, накопленные путем ошибок, помогаем анализировать события, выстраивать личные границы, верно оценивать реакцию других людей. Учим понимать свои эмоции и не бояться их. А они нас заставляют вспомнить о том, о чем мы забыли: каково это — испытывать страх сделать шаг вперед, отстоять свою позицию, не прогнуться под желания другого, как вести себя с противоположным полом. Они возвращают нас туда, откуда мы давно ушли».
Стать наставником может каждый желающий старше 24 лет, если он не имеет судимости, готов встречаться с подопечным один раз в неделю и поддерживать общение по телефону или в социальных сетях.
Для того чтобы стать наставником, нужно заполнить заявку на сайте проекта, пройти два бесплатных тренинга и собрать пакет документов для оформления волонтерской книжки.
«Пока мы не можем сказать, что наставников достаточно. Их всегда будет не хватать, пока есть детские дома. Ведь дети будут продолжать поступать в сиротскую систему и оставаться в одиночестве после выпуска. Поэтому мы всегда ищем старших друзей и каждый раз волнуемся вместе с наставником и подростком, когда происходит их долгожданное знакомство», — резюмирует Анастасия Землянова.