Творческие мастерские способствуют социализации и трудовой занятости людей с аутизмом, но в регионах они часто находятся в зачаточном состоянии из-за отсутствия финансирования. Эксперты подчеркивают необходимость развития таких проектов для повышения социальной значимости и потенциального трудоустройства людей с аутизмом.
Мастерские — это важнейший шаг социализации. Это первый шаг для взрослеющего ребенка с РАС, отмечает директор Центра развития детей с аутизмом «Подсолнухи» (Жуковский) Наталья Великовская:
«Сначала он привыкает трудиться в мастерских, отрывается от родителей, делает что-то самостоятельно, обучается продуктивной деятельности и потом уже, развивая определенные ремесленные и социальные навыки, переходит к изготовлению продукции, которую можно продавать. Тем самым мы приходим к самоокупаемости социальных проектов этой направленности и к трудоустройству — с сопровождением или без. Мастерские — это важный шаг, который нельзя пропустить».
Самое сложное — это недостаточное финансирование или его отсутствие, подчеркивает руководитель отдела развития Адаптационно-педагогического центра «Рассвет» (Иркутск) Татьяна Бардамова:
«На реализацию такого проекта требуется большое количество ресурсов, которые нужно поддерживать системно: стабильные занятия несколько раз в неделю, сопровождение тьюторов и поведенческого аналитика, обучение мастера и предоставление ребятам качественных материалов для работы».
«Но мы, конечно, не сидим сложа руки, а активно ищем возможности, пишем гранты, привлекаем волонтеров», — подчеркивает Татьяна Бардамова.