Проект призван помочь подросткам с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями развить социально-бытовые и коммуникативные навыки, необходимые для самостоятельной жизни.
По словам программного директора фонда Натальи Батт, формирование самостоятельности у подростков с ментальными нарушениями — важная задача, которая требует участия всей семьи:
«Родителей и близких особенного ребенка волнуют вопросы, что будет, когда он вырастет, что будет, когда родителей не будет рядом, сможет ли он жить самостоятельно».
Если нормотипичные подростки осваивают бытовые навыки естественным образом, получая поддержку семьи и школы, то детям с нарушениями развития нужна целенаправленная помощь. Им необходимо, чтобы взрослые обучали, контролировали и закрепляли каждый шаг в их повседневной жизни. Особенно сложно тем, кто находится на домашнем обучении, — такие дети часто испытывают дефицит общения и имеют низкий уровень социального взаимодействия.
Новый проект «Учусь жить сам» поможет подросткам с ментальными нарушениями освоить навыки ведения домашнего хозяйства и повысит их самостоятельность.
В течение девяти месяцев 64 подростка с РАС и другими ментальными нарушениями пройдут курс групповых занятий по социально-бытовой адаптации и трудовой ориентации, где они будут учиться:
— общаться;
— заниматься домашними делами: стиркой, глажкой, уборкой;
— готовить простые блюда;
— сервировать стол и убирать со стола;
— ухаживать за одеждой и обувью;
— выбирать одежду по сезону;
— выращивать комнатные растения и рассаду;
— организовывать свой досуг: читать книги, играть в настольные игры и так далее.
Для более эффективной работы с подростками два педагога фонда «Другое детство» пройдут обучение по программе «Инструктор по труду в организациях социального обслуживания». Педагоги будут обучать подростков бытовому труду и навыкам бытового самообслуживания, организовывать их занятость, помогать на занятиях с другими специалистами.
Кроме того, проект предусматривает проведение групповых мастер-классов. Их смогут посещать подростки, которые не попали в состав основных потоков. Это поможет им закрепить на практике социальные навыки и сформировать поддерживающее мини-сообщество для общения по интересам. Всего за весь проект мастер-классы смогут посетить 340 подростков.
В завершение проекта будет организован летний лагерь, куда будут приглашены 20 самых активных участников. Они на практике применят полученные знания. Под контролем трудовых инструкторов дети будут самостоятельно составлять план трудовой и досуговой занятости, заниматься озеленением прилегающей территории, ремонтом инвентаря, готовить перекус к чаю, сервировать стол, мыть посуду, участвовать в интеллектуальных играх и беседах.
Проект «Учусь жить сам» — не просто обучение, а шаг к независимости, подчеркивают в фонде. Он дает подросткам с ментальными нарушениями уверенность в решении повседневных задач в быту, а их родителям — надежду на будущее. После окончания проекта участники смогут поддерживать общение и помогать друг другу.
Проект осуществляется при поддержке Фонда президентских грантов.