Помочь сделать весеннююxc генеральную уборку — дело вроде бы нехитрое, но предварительной работы потребовалось много. Нужно было подготовить ребят к общению с немолодыми и нездоровыми по большей части людьми, объяснить, что важно не только помыть окошко, но и поговорить. Напомнить об особенностях возрастной психологии и попросить не раздражаться, если поведение хозяев покажется странным. Волонтеров готовила к акции Светлана Ефимкина, преподаватель общественных дисциплин. Несколько вечеров перед акцией она провела у телефона, созваниваясь с ветеранами и согласовывая время визита добровольцев. Напуганные случаями мошенничества, когда проходимцы проникали в квартиры к пожилым и одиноким, неизбалованные вниманием, ветераны могли просто не открыть дверь…
«Такие случаи есть и сейчас, — говорит Светлана. — Пятый год проводим акцию, о ней писали в городских газетах, показывали в новостях, и все равно – опасаются… В этом году одна из подопечных звонила в колледж, чтобы удостовериться – действительно ли это наши студенты пришли помочь. Я не обижаюсь, и студентов так же настраиваю. Для них “Чистые окна” — это профессиональная практика в миниатюре, милосердие в действии».
Но в большинстве случаев общение волонтеров с ветеранами получается позитивным. «Я очень хорошо запомнила одного из наших подопечных пятилетней давности, который, узнав о том, что придут добровольцы помочь с уборкой, попросил уточнить, сколько ребят будет: “Я должен знать, сколько чебуреков жарить”», — вспоминает Ефимкина.
Да, жарят-пекут, испытывая радостное волнение: будут гости. Радуются возможности посмотреть на молодые лица, услышать беззаботный смех, подзарядиться энергией юности. Лучшая терапия и самая передовая профилактика старческой хандры и беспросветных мыслей о том, что «с ярмарки едем»… Многие из ребят получили приглашение приходить просто так, чайку попить.
«Я никогда не ела такого вкусного хлеба с маслом»,- это уже реплика участника акции «Чистые окна — 2009». Будущие медсестры Маша Ковалева и Инна Попова побывали в гостях у участника Великой Отечественной войны Ильи Егоровича Скиткова. Помыли окна, люстры, карнизы. А потом было чаепитие с медом, разговор по душам. 90-летний человек сумел найти подход, внушить неподдельное восхищение всей своей трудной жизнью, в которой и война, и нелегкие мирные будни…
Второкурсницы фармацевтического отделения колледжа Юля Орлова и Таня Мацокина встретились с Ниной Сергеевной Сладковой. Это личность поистине легендарная. Донор Великой Отечественной войны, почетный донор СССР и РФ. 37 литров крови сдала за годы войны… Нина Сергеевна к Юле и Тане прониклась особой симпатией, когда узнала, что они учатся на фармотделении. Она была такой же, как девчонки, когда началась война: ей было 17, и она училась в фармацевтической школе (так называлось в те годы фармацевтическое училище). Такая вот встреча с далекой юностью. Нина Сергеевна рассказала девушкам о своей жизни в военные годы. Как работала на строительстве оборонительного пояса Москвы в Калининской области. Как поступила в 1942-м на передвижную станцию переливания крови, которая дислоцировалась в городе Сухиничи Калужской области. И писала стихи… Сдав кровь, донор Нина Зубкова тайком оборачивала ампулу, подготовленную для отправки в госпитали, запиской со своими стихами. Отправляла послание тому, кому перельют ее кровь. Сейчас, в свои 85, она остается оптимистом и жизнелюбом. В конце визита она подарила девушкам «донорский» сувенир. Из пластиковых капельниц, которые используют при переливании крови, она делает хвостатых рыбок… На счастье. Впечатление от встречи было настолько сильным, что когда по информатике им задали сделать презентацию, свой вариант девушки посвятили Нине Сергеевне Сладковой. О ее незаурядной жизни рассказали студентам медколледжа на круглом столе, посвященном развитию добровольчества. И еще они ходят к Нине Сергеевне в гости – пообщаться…
«Добровольчество делает наших студентов лучше, — говорит преподаватель Елена Сибирева. — Может быть, это прозвучит несколько высокопарно, но именно так рождается бескорыстие, милосердие, которые так важны для будущих медиков. Когда в этом году мы начали отбор волонтеров для участия в “Чистых окнах”, ребята реагировали по-разному. Для большинства, к нашей радости, это естественно – помочь тому, кто в этом нуждается. Некоторые интересовались, что за это будет, ожидая поощрений и похвал… Иногда реагировали негативно. В таких случаях я говорила: “А у тебя разве нет бабушки? Представь, что это она, старенькая и немощная, нуждается в твоей помощи”. Очень важно для ребят воочию видеть примеры помощи и поддержки ветеранов, инвалидов, просто людей пожилого возраста — не на бумаге, в парадных речах по случаю праздников. Ведь рядом с нашими ветеранами живут люди, соседи… Разве они не видят, что пожилые и одинокие нуждаются в помощи? В этом году нашим девчонкам, которые выбивали ковры во дворе, убирая квартиру ветерана, “добрые” соседи сказали: “Идите трясите в другой двор”… Или еще пример. Второй год подряд наших волонтеров, которые собирали на улицах пожертвования для больных туберкулезом в ходе акции “Белая ромашка”, забирают в опорный пункт милиции. Хотя на ребятах экипировка Красного Креста, подано уведомление об акции…Правда, быстро отпускают, но вы представьте, каково в холодный мартовский день провести несколько часов на улице, собирая деньги для больных детей, и получить такую “моральную поддержку”. Ведь без поощрения, без общественного признания, публичного выражения благодарности трудно создать мотивацию быть добровольцем».
Как считает Светлана Ефимкина, для развития добровольчества в учебном заведении очень важна работа с педагогами. «В этом году, когда акция “Чистые окна” была в разгаре, ко мне подошла одна преподавательница – опытная, с большим стажем работы – с вопросом: “Мои девочки не пошли к ветерану N. Как их заставить?” Я постаралась тактично, чтобы не задеть профессиональное самолюбие, объяснить педагогу, что “добровольцы” и “заставить” — вещи несовместимые… А для себя сделала вывод, что, прежде чем начинать работу с добровольцами, надо готовить педагогов, объясняя им важнейшие принципы работы с волонтерами. Тут неуместен диктат педагога, принуждение, авторитарный подход. Зато как ценна для молодого человека возможность самостоятельно сделать выбор в пользу добра…»