Еще один важный показатель в вопросе равенства – доступ женщин к участию в политической жизни. Женщины допускаются к ней, но их участие в политической жизни, с некоторыми исключениями, все еще незначительно. В 2003 году Совет Европы рекомендовал, чтобы соотношение участия мужчин и женщин в директивных органах в политической или общественной жизни не опускалось ниже 40%. Недавно опубликованный отчет показывает, что среднее число женщин-министров составляет 28.6%. В национальных парламентах представительство женщин составляет не более 21,7 %. С 2005 года наблюдался некоторый прогресс, когда 19.9% министров составляли женщины, но ситуация в парламентах не изменилась.
За последние десятилетия наиболее дискриминационные законы и нормы были реформированы или отменены, и многие установки были изменены, включая позитивные акции в пользу женщин. Тем не менее, они все еще не имеют равных возможностей в силу структурных и социальных проблем, таких как, насилие, обособленность в политической и экономической жизни, дискриминация в вопросах занятости и трудности в совмещении профессиональной и личной жизни.
Реальное равенство полов подразумевает не только равенство по закону, оно также означает, что у мужчин и женщин равные понимание, полномочия, ответственность и равное участие во всех сферах общественной и политической жизни.
Равенство не обязательно должно означать одинаковое обращение с людьми. Как раз, наоборот. На самом деле, к вопросу о неравенстве между мужчинами и женщинами следует подходить используя политику дифференциации. За последние годы многие принципы были введены в Европе, включая позитивные действия, такие как квоты, программы для поддержки специфических нужд женщин, содействие их образованию, бизнес-проекты, руководимые женщинами. Они дают робкие результаты, но мы должны оценить их воздействие и сформулировать новые цели, в случае, если они недостаточно эффективны.
Нам нужны конкретные действия, со специфическими целями, чтобы повысить уровень участия женщин в директивных органах. Женщины должны быть финансово независимы, а правительства должны обеспечивать равенство на рынках труда.
Нам не нужны супер-женщины – кто в состоянии посвящать работе столько же времени, сколько и мужчины, и в то же время заботиться о детях и доме. Нужна культура равного распределения семейных обязанностей между мужчинами и женщинами. Меры по равенству полов нужны, чтобы помочь родителям совмещать профессиональную и семейную жизнь, например, путем развития квалифицированных услуг семьям, пересмотра рабочего и школьного времени и равного распределения обязанностей по уходу и домашним делам.
Вопрос гендерного равества должен иметь приоритетное место в политических действиях. Уклон в сторону гендерного равенства во всех общественных принципах – то, что эксперты называют «комплексным гендерным подходом» — то есть разработка общественных бюджетов, направленных на специфические и многообразные нужды мужчин и женщин, и рост позитивных действий – все это должно стать обязательными шагами.
Похоже, что устойчивость гендерных ролей и глубокие культурные факторы препятствуют дальнейшему прогрессу. Лишь воздействуя на корень проблемы, можно добиться эффекта. Нужны изменения в культуре, изменения, которые можно реализовать лишь через образование в школах и семье, а также при полной заинтересованности СМИ. Пока сохраняются гендерные стереотипы, будет сохраняться дискриминация: сегодня они – а не законы и нормы – ключевые препятствия к продвижению женщин.
В условиях экономического и социального кризиса существует риск снижения внимания к вопросам равенства полов. Это было бы ошибкой. Принципы гендерного равенства должны рассматриваться не как издержки, а как инвестиции. Они могут внести значительный вклад в общество путем полного использования способностей, умений и творческого потенциала всех членов общества, в равной степени и мужчин, и женщин.
Борьба с дискриминацией – это долгий путь, но надо его сократить. Недавно Барак Обама изменил историю, став первым афроамериканцем, избранным на пост президента США. Однажды президентом США станет женщина, и это будет серьезной вехой. В Европе несколько женщин уже были избраны главами государств и правительств.
Лишь однажды женщина была избрана Генеральным секретарем Совета Европы. Я была первой женщиной, избранной Заместителем Генерального секретаря. То, что является достижением на личном уровне, может также считаться неудачей системы. В будущем, когда уже не будет сенсацией новость о том, что женщина избрана или назначена на важную должность, или женщина достигла чего-то, чего за десятилетия или века добивались лишь мужчины, равенство между женщинами и мужчинами станет более реальным.
Равенство между мужчинами и женщинами по закону и на практике – неотъемлемая часть прав человека и демократии. Мы не можем позволить сохранять неравенство, потому что без равенства демократия будет неполной.