По решению российского правительства до 1 октября USAID должно приостановить работу в нашей стране. Как может это событие повлиять на деятельность НКО в России?
— С одной стороны, можно сказать, что закрытие USAID носит политический характер. Выдворение USAID на дипломатическом уровне — продолжение кампании по дискредитации западного финансирования. Понятно, что даже если офис USAID будет закрыт, скорее всего, агентство продолжит напрямую финансировать из Вашингтона организации, с которыми у него есть долгосрочные отношения. В таком случае оттока финансовых дотаций практически не произойдет. Другое дело, что средства от USAID будут иметь яркую политическую окраску. И их получение станет дополнительным фактором риска для НКО.
С другой стороны, если говорить о том, какую роль USAID играло для России, то, кроме финансовой помощи НКО, Агентство США по международному развитию реализовывало комплексные проекты развития, в том числе в российских регионах. Мы участвовали в трех таких проектах : «Помощь детям-сиротам России», программе в партнерстве с Сибирско-Уральской алюминиевой компанией и социальной программе в Красноярском крае. Организация этих проектов была возможна только благодаря активному участию сотрудников российского офиса USAID в России, а результаты заметны и сейчас. В том числе на уровне изменения государственной и региональной политики. Жаль, что в лице USAID некоммерческий сектор, да и вся социальная сфера, потеряют возможность реализации комплексных мер в сфере реформирования социальных услуг и социально-экономического развития регионов.
Какие еще иностранные фонды/организации могут также быть закрыты на территории РФ?
— Таких организаций, как USAID, с большим госфинасированием, значительными человеческими ресурсами, международными связями, практически не осталось в России. Например, такая крупная межправительственная организация, как ООН никогда не проводила в России столь масштабных проектов. Наша страна не настолько приоритетна для ООН. Поэтому сейчас настает время местных, российских спонсоров и инициатив. Кроме того, те средства, выделяемые из госбюджета в рамках программы поддержки СО НКО, — очень значительные. Другое дело, что пройдет еще много времени, пока будут выверены подходы к реализации программы, пройдет экспертиза, и программа заработает в полную силу.
В сентябре Госдума РФ одобрила увеличение штрафов для НКО до 1 млн рублей за непредоставление или несвоевременное предоставление чиновникам сведений о своей деятельности. Между тем некоммерческие организации и так регулярно отчитываются перед государством.
— Эта мера, несомненно, создает дополнительную финансовую нагрузку для НКО, которые подпадут под действие закона «об иностранных агентах». Тех, кто не захочет попасть в реестр «иностранных агентов», ждут значительные финансовые риски при получении зарубежных грантов… Я могу понять позицию НКО, которые не собираются подчиняться этому закону, но для своей организации никогда бы не выбрала такой путь. Для нас важнее продолжать работать, а не приостанавливать свою деятельность, выражая таким образом протест. CAF Россия ведет законную деятельность, подчиняясь действующим законам, даже если некоторые из них кажутся абсурдными. Правда, данный закон CAF Россия не касается: наша организация — британская. Под его действие подпадают только российские НКО.
После вступления в силу федерального закона «об иностранных агентах» многие зарубежные фонды, работающие в России, могут прекратить свою деятельность. Соответственно, часть НКО останется без грантовой поддержки. Как некоммерческому сектору «остаться на плаву»?
— Западным финансированием пользуется ничтожная часть российских НКО. К ним относятся организации, занимающиеся защитой прав человека, вопросами экологии, помощью ВИЧ-позитивным, инфраструктурные организации — это несколько десятков, максимум, сотен, организаций. Для них этот момент – достаточно критический, им придется искать новые модели финансирования, возможно, значительно изменить направление своей деятельности. Остальные и раньше существовали без иностранного финансирования. Они собирают частные пожертвования, работают с местными донорами, а также на основе государственных субсидий и грантов. А задача «остаться на плаву» актуальна для НКО всегда, и не только в России.
Реализация каких законодательных инициатив может способствовать устойчивому функционированию и развитию некоммерческого сектора?
— Если абстрагироваться от политически обусловленных инициатив, прослеживается позитивная тенденция совершенствования российского законодательства для НКО. Например, на государственном уровне обсуждается введение налоговых льгот для корпоративных доноров, и такой закон может стать значительным сдвигом в сторону увеличения объема финансирования НКО. Еще два года назад не существовало программы поддержки СО НКО как на федеральном, так и на региональном уровнях. Государство не предпринимает целенаправленных мер «против НКО», хотя последние законодательные новшества сказываются на них негативно.
В Минэкономразвития РФ обещали в ближайшее время разработать и представить дорожную карту по развитию СО НКО. Тогда некоммерческие организации смогут получить льготы при аренде недвижимости и получении кредитов.
— Нужно ли стремиться разработать дорожную карту к концу года? Наверное, важнее сделать это качественно, с привлечением экспертов из некоммерческого сектора. Основной вопрос в том, каким мы хотим увидеть третий сектор через 10-15 лет? К чему мы стремимся? Однако такого видения у сектора НКО нет. Поэтому не исключено, что образ некоммерческого сектора могут «навязать сверху», учитывая сжатые сроки подготовки дорожной карты. Мне кажется, крайне важно формировать такое долгосрочное видение в нашем сообществе, тогда мы сможем быть равными партнерами государства в процессе разработки этой «дорожной карты», да и других инициатив.
CAF Россия проводит ежегодные исследования «Рейтинг мировой благотворительности». В рейтинге учитываются «пожертвования частными лицами денег благотворительным организациям», «работа их в качестве волонтеров», «оказание гражданами помощи нуждающемуся незнакомому человеку». На каком месте находится наша страна? По каким параметрам лидирует?
— В 2010 году, когда впервые составлялся рейтинг, Россия была на 138-м месте из 153-х. В 2011 году заняла 130-е место. Конечно, этот результат говорит о том, что нам есть к чему стремиться. Но с нами соседствуют и другие страны бывшего СССР, имеющие похожую постсоветскую историю развития. В этом смысле отношение к благотворительности у нас предопределено культурными особенностями. Россия очень сильно отстает по показателям частных пожертвований в НКО. Работа организаций, занимающихся развитием благотворительности, должна быть акцентирована на развитии способов сбора средств от граждан и их желания жертвовать на благотворительность. Чтобы стимулировать частные пожертвования, нужно повышать уровень осведомленности населения о проблемах и нуждах людей, которые решаются НКО. И сами организации должны популяризировать свою деятельность – использовать социальные сети, СМИ. Кроме того, важно упростить процесс пожертвования. Например, на сайте Благо.ру каждый может перевести средства с кредитной карты на счет нуждающейся в помощи организации. Конечно, нужно дать возможность делать пожертвования через терминалы мгновенной оплаты, с помощью SMS. На сегодняшний день этот механизм на законодательном уровне не урегулирован.
На Западе технически проще осуществлять пожертвования, поэтому благотворительность там на высоком уровне?
— Есть множество факторов, определяющих развитие благотворительности за рубежом. Это особенности воспитания и образования, упрощенная система государственного налогообложения для НКО, тот факт, что большинство социальных услуг оказывает не государство, а НКО. Но «слепое» следование западным образцам развития благотворительности — не выход для России. Нужно учиться на их образцах и вырабатывать свою систему обеспечения устойчивости НКО.