Благополучие как новый индикатор
Новой идеологией, новой миссией третьего сектора, по мнению авторов доклада, может стать продвижение идеи благополучия человека как значимой ценности. Именно некоммерческий сектор работает на создание горизонтальных связей, повышение уровня благополучия, уверена директор по программной деятельности CAF Россия Полина Филиппова. «Мы надеемся и верим в то, что благополучие может стать новой рамкой для осознания роли нашего сектора в обществе», – сказала эксперт. Филиппова подчеркнула, что эта новая идентичность сможет также повлиять на консолидацию сектора.
В докладе предлагается ввести в употребление понятие «благополучие» (well-being). «Это понятие, на наш взгляд, должно стать ключевым при оценке ценности усилий, предпринимаемых в социальной сфере, в том числе НКО-сектором, при оценке его вклада и конкретных результатов деятельности, а также для понимания значения вопросов, связанных с финансовой устойчивостью, в списке вопросов развития НКО», – считают авторы доклада. «Благополучие» состоит из нескольких слагающих: личное, социальное и благополучие на работе. При этом представители CAF Россия отмечают, что само понятие, безусловно, нуждается в адаптации на российской почве. Оно может включать различные аспекты (например, чувство достоинства), которые отсутствуют в западном варианте, но так важны для наших соотечественников.
Директор CAF Россия Мария Черток рассказала, что в мире успешно применяются методики оценки деятельности различных институтов, в том числе НКО, основанные на измерении индекса благополучия конкретных целевых групп в результате деятельности этих институтов. Так, в Великобритании увеличение благополучия конкретной целевой группы измеряется или прогнозируется при размещении государственного социального заказа в НКО. Поскольку сегодня российское государство начинает активно финансировать деятельность НКО и размещать социальные заказы, тема благополучия может стать хорошей основой для диалога между третьим сектором и донорами, в том числе государственными, считает Черток.
Размывание границ сектора: новые игроки и новые вызовы
Сегодня настал момент посмотреть на то, как изменился третий сектор за последнее время и проанализировать новые тенденции, уверены эксперты. «Появилось много новых игроков, и границы сектора расширяются», – говорит Филиппова. Важными явлениями эксперты считают появление социальных предприятий. Все чаще бизнес ставит своей целью создание социального блага: появляются новые правовые и экономические формы, которые не являются НКО в чистом виде, но направлены на создание социального блага.
Кроме того, отмечают авторы доклада, огромную роль в некоммерческом секторе стали играть неформальные объединения. «Подъем этого движения лет восемь назад, когда стали появляться первые волонтерские объединения, в какой-то момент, казалось, совершенно вытеснил нас, традиционные некоммерческие организации, и из поля общественного внимания, и из поля создания каких-то новых направлений в том самом социальном благе», – отметила Филиппова, добавив, что не всегда отношения между НКО и неформальными объединениями складываются благостно.
Диалог между традиционным третьим сектором и неформальными объединениями развивается не просто, а подчас и вовсе отсутствует, констатируют авторы доклада. Они предлагают традиционным НКО взять на себя функцию содействия этому диалогу. Появление «неформалов» как значимых игроков свидетельствует о размывании границ сектора. При этом не каждый сторонний наблюдатель, как замечает Филиппова, может отличить традиционную НКО от неформального объединения.
Еще одним вызовом для третьего сектора является активизировавшаяся деятельность бюджетных учреждений и околополитических групп. «Новые правовые возможности, которые появились у бюджетных учреждений, огромный финансовый ресурс, который государство стало направлять в эту сферу, сделало их прямыми конкурентами некоммерческих организаций», – пояснила Филиппова. Что касается околополитических групп, то каждая организация должна будет самостоятельно отвечать на этот вызов, считает эксперт, «но не осознавать, что сектор идентифицируется внешними наблюдателями с политическими движениями и околополитическими группами, мы не можем».
Кроме того, границы третьего сектора размываются вследствие появления псевдо-НКО — квази-государственных, имиджевых и иных структур. По мнению Филипповой, необходимо дать ответ на вопрос «чем мы от них отличаемся, и как мы можем внешним реципиентам сказать, что «мы – это не они, а они – не мы». «Пока это происходит, скорее, на каком-то эмоциональном уровне, и очень бы не хотелось, чтобы это превращалось в обсуждение «сам дурак!», – сказала эксперт. Она подчеркнула, что репутация сектора очень важна и отличить, кто работает на социальное благо, а кто преследует другие цели, не всегда просто.
Стратегии устойчивости: взгляд со стороны
В докладе описываются стратегии устойчивости сектора, возможности и риски, связанные с получением госфинансирования, предпринимательской деятельностью НКО и касающиеся сотрудничества с активистами.
Исполнительный секретарь Некоммерческого партнерства грантодающих организаций «Форум Доноров» Наталья Каминарская отметила, что в докладе CAF Россия есть много моментов, которые будут неоднозначно восприняты донорским сообществом. Тем не менее, Каминарская считает, что для фондов, относящихся к некоммерческому сектору, доклад, несомненно, представляет интерес.
Каминарская обратила внимание авторов на то, что в представленных в докладе стратегиях нет ничего о бизнес-донорах и фондах-донорах, речь идет лишь о государственном финансировании. С точки зрения эксперта, именно донорское сообщество должно возглавить разговор о ценностях и представить свою собственную позицию. Каминарская также отметила, что ей не слишком нравится термин «благополучие», которое уже имеет определенную коннотацию в русском языке, далеко не во всем совпадающую с теми смыслами, которые вкладываются в это понятие в западной традиции. С ее точки зрения, придется прикладывать значительные усилия для того, чтобы правильно использовать данный термин и наполнить его нужным смыслом.
Предложенные стратегии фокусируются вокруг НКО, деятельность которых связана с непосредственным контактом с благополучателем — конкретным гражданином, отметила главный редактор Агентства социальной информации Елена Темичева. «Такую деятельность, действительно, реально измерить через индикаторы благополучия человека, — говорит Темичева. — Однако это лишь в малой степени касается инфраструктурных НКО. А именно они во многом являются лидерами сектора, и именно они в первую очередь готовы задумываться о новой идентичности и искать новые смыслы и возможности для глобального изменения отношения к сектору со стороны граждан». Поэтому так важен вопрос самоидентификации внутри сообщества НКО, нахождения общей платформы и ценностей — без этого эффективно транслировать какие бы то ни было новые смыслы просто не получится, уверена эксперт.
Руководитель проектов Агентства социальной информации, координатор кампании «Так просто!» Ольга Дроздова, рассказывая об опыте имиджевых кампаний, направленных на изменение отношения к некоммерческому сектору в целом, отметила, что в значительной степени на восприятие НКО извне влияет предрасположенность самих НКО к диалогу с гражданами, их готовность рассказывать, убеждать, вовлекать в свою деятельность. «Если мы посмотрим на данные исследований, то увидим, что лишь небольшая часть НКО готова вести самостоятельную работу в области информирования, PR-коммуникации с гражданами. Большинство хотело бы, чтобы кто-нибудь за них провел информационную кампанию, которая помогла бы НКО стать более понятными обществу и повысила уровень общественной поддержки и устойчивости организаций. Кто-нибудь, но не мы сами», — подчеркивает Дроздова.
Философия некоммерческого сектора
По мнению члена Московской Хельсинкской группы, консультанта Фонда Мотта в России Вячеслава Бахмина, доклад CAF Россия несет в себе, прежде всего, идеологическую ценность, возможность начать глубокий разговор с коллегами о философии и предназначении некоммерческого сектора, которая и формирует, в конечном счете, самоидентичность.
С точки зрения государства, отмечает Бахмин, третий сектор воспринимается, прежде всего, как сектор экономики. А поскольку максимум, что сектор может дать в настоящий момент, — 1% ВВП, его и воспринимают соответствующим образом. Между тем некоммерческий сектор — это, в первую очередь, вовсе не социальные услуги, которые он может предоставить гражданам, уверен Бахмин. Это нечто такое, чего не дает ни государственный сектор, ни коммерческий — возможность для человека реализовать свои способности, найти себя.
Важным индикатором благополучия человека является его востребованность. «Когда ты чувствуешь, что ты лично, и твои навыки, и твои способности нужны кому-то. Третий сектор дает возможность самореализации», – считает эксперт.
С точки зрения Бахмина, стоит посмотреть не только на роль сектора вовне, но и на то, что происходит внутри него самого. Люди, которые работают в секторе, пришли сюда не за деньгами, — за чем-то иным, уверен Бахмин. Прежде всего за тем, чтобы чувствовать себя нужными. Это «главная вещь в секторе», говорит Бахмин, которая недооценивается государством.
Некоммерческий сектор несет в себе и другие возможности и функции, отличающие его от других секторов, отмечает Бахмин. Это и гражданский контроль, и смягчение общественной напряженности по ряду острых социальных вопросов, и возможность быть лабораторией и пилотной площадкой для различных инноваций, школой гражданского воспитания. И все же важнейшей его функцией является реализация человеческого капитала, подчеркивает Бахмин.
Это мнение разделяет и заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по развитию благотворительности и волонтерства, генеральный директор Благотворительного фонда В. Потанина Лариса Зелькова. С точки зрения Зельковой, со стороны общества существует явный запрос в налаживании социальных связей. Это тот социальный капитал, который сегодня необходим каждому для достижения благополучия. И именно некоммерческий сектор может предъявить себя созидателем таких социальных связей, уверена Зелькова.