Наталья Владимировна, как, на Ваш взгляд, будет меняться доступность и открытость социальной информации в будущем? Какие изменения в ее качестве и количестве нас ожидают?
Сегодня, с одной стороны, открытой социальной информации очень много, и с каждым днем все большее число разных источников делается доступным. Но, с другой стороны, качественных сведений, которые позволяли бы понимать, что происходит, и принимать грамотные решения, не хватает. Кроме того, люди сталкиваются с некачественной интерпретацией данных и начинают испытывать недоверие к самим источникам. Мы пытаемся эту ситуацию изменить к лучшему, хотя это требует очень большого количества ресурсов. Потребность населения в информации, в первую очередь, в сфере образования, быстро растет. Люди получают из интернета и соцсетей множество сведений – частные мнения, экспертные позиции, статистические данные и т.д. Этот информационный поток формирует их ожидания и требования и провоцирует еще больший информационный голод. Насколько специалисты готовы этот голод удовлетворять — это большой вопрос и вызов нового времени.
Ресурсов много, и материалов на них много. Насколько доступны самые востребованные аудиторией данные — они не теряются в общем массиве информации?
Да, здесь есть проблема. Существует множество инструментов для получения информации, но самих сведений от этого больше не становится. Наши последние исследования в области оценки сайтов региональных органов образования, здравоохранения и ЗАГС показывают одну и ту же тенденцию. Законодательство требует от государственных органов размещать на своих сайтах большие объемы разных регламентов, нормативных актов и специальных документов, но информации, нужной гражданину, – куда пойти, как получить услугу, связаны ли с ней какие-то проблемы, – не хватает. И эта нехватка качественных сведений при многообразии информационных ресурсов встречается везде.
Стоит отметить еще одну тенденцию — развитие любительской «журналистики данных». Сегодня все большее число заинтересованных людей пробуют свои силы в области предоставления и интерпретации информации для широкой аудитории. Если раньше такие вещи, как анализ и интерпретация статистических данных, заметки о социальных событиях и явлениях, были прерогативой профессионалов, то сегодня на это поле выходят журналисты-любители. Используя простейшие общедоступные средства работы со статистическими данными, они начинают обрабатывать и интерпретировать информацию, при этом не всегда понимая, какое содержание скрывается за теми или иными цифрами и показателями, можно ли эти данные сравнивать между собой, и т.д. Иногда это провоцирует возникновение некоторых спекуляций на оживленном информационном фоне.
Все эти тенденции приводят к тому, что спрос со стороны потребителей, специалистов и управленцев в качественной, объективной, доступной, полезной информации растет с каждым днем.
Растущий спрос, как известно, рождает предложение. Вы готовы предлагать своим читателям что-то новое, а главное, качественное? Вам удается «доставать» нужную информацию?
Еще год-два назад мы радовались тому, что впервые получили общую оценку школ со всей России, впервые собрали базу по российским вузам, которая позволяет сопоставлять их по качеству и условиям приема. Сейчас мы понимаем, что простого сопоставления недостаточно. Читатель говорит: «Я хочу больше». Условно говоря, ему дали рейтинг школ и показали, какая школа лучше, а он захотел разобраться, почему это так, как учителя работают в ней с детьми. Непрерывно растет потребность в детализации и в объемах качественной информации. В то же время удовлетворение этих потребностей наталкивается на препятствие в виде ограниченного числа ресурсов. Работа с огромными объемами информации, их регулярное обновление требует большого количества людей, времени, денег и техники. С этой проблемой сталкиваются исследователи разных стран, и ее непросто решить.
Сегодня в России формируется система оценки качества образования. Рейтинги детсадов, школ и вузов, созданные в рамках проекта «Социальный навигатор», по-видимому, дали большой опыт в этой сфере. К каким выводам Вы пришли за время работы?
Я вижу здесь несколько вызовов для специалистов. Первый из них таков: чтобы быть эффективными, нужно проводить как можно больше исследований. Но как обеспечить их качество? Раньше мы много времени тратили на разработку и тестирование инструментов, формирование качественных подходов к исследованиям. Сейчас у нас этого времени нет, потребители не хотят ждать. А большое число исследований за короткое время при ограниченных ресурсах – это проблема.
Второй серьезный вызов связан с глобализацией информационных процессов. Раньше событие, которое происходит в регионе или в стране, вызывало интерес лишь в своем локальном информационном пространстве. Региональный исследователь мог рассказывать жителям региона о результатах ЕГЭ, например. Сегодня возрастает число общенациональных исследований, локальная информация все чаще оказывается в центре внимания за пределами региона. Местных исследователей и экспертов перестают воспринимать в качестве оракулов.
В процессе расширения информационного обмена у пользователей формируется некий синтетический взгляд на развитие социальных институтов внутри региона, страны и на международном уровне. Это хорошо и для них и для тех, кто принимает решения, но это формирует конкуренцию среди исследователей.
Вы пытались ответить на эти вызовы в своей работе?
Да, в последние годы на площадке РИА Новости мы опробовали разные модели исследований, и все они предполагают интеграцию различных ресурсов для формирования большого числа качественных информационных продуктов. Эти продукты ориентированы на разные аудитории и позволяют нашим читателям видеть ситуацию в межрегиональном и международном сравнении.
Какие ресурсы интегрируются?
Во-первых, разработка и развитие методик и инструментов. На площадке РИА Новости созданы качественные методики, которые сегодня опубликованы в открытом доступе для использования любыми другими специалистами по оценке качества, в том числе на региональном и международном уровне. При их создании произошла консолидация разных экспертных групп. Экспертные советы по образованию, городской среде и здоровью помогли нам очень оперативно отрабатывать подходы по оценке качества и строить новые методологические схемы и инструменты.
Во-вторых, речь идет о кадровой интеграции, о возможности работы с лучшими экспертами из разных сфер и регионов. Люди, живущие далеко от Москвы, могут обращаться за консультациями и сотрудничеством к ведущим столичным и российским экспертам. Наши коллеги из стран СНГ — Казахстана, Армении, Таджикистана, Киргизии — могут представлять свои лучшие разработки и практики, выступать экспертами в российских проектах. Совместно мы сможем формировать общие подходы работы на евразийском пространстве. На этом основана интеграция технологий: лучшее, что рождается в странах СНГ, может быть использовано в России и наоборот.
В-третьих, мы опробовали интеграцию площадок предоставления и публикации данных на базе РИА Новости и МИА «Россия сегодня». Лучшие российские и международные эксперты получили здесь возможность обсуждать свой опыт и свои достижения. Очень важно представлять новую информацию на известной, публичной и значимой площадке для того, чтобы эта информация получила доверие населения и специалистов.
По-видимому, «Социальному навигатору» уже удалось достичь этой комплексной интеграции…
Надеюсь, что это так. За последние три года нам удалось подготовить более 40 методик по оценке качества образования, здоровья, городской среды, все они опубликованы в открытом доступе. Над их созданием работали ведущие российские коллективы экспертов, лучшие в своих областях. Наши продукты доступны всем. Нам кажется, что открытость наших продуктов и инструментов — достаточно серьезный шаг вперед.
Для нас очень важно межрегиональное и межнациональное взаимодействие. За три года в рамках наших проектов свои усилия объединили уже более 45 регионов Российской Федерации. Благодаря этому появляются такие масштабные информационно-аналитические продукты как рейтинги школ и детских садов или мониторинг мест детского отдыха. Это результат большой совместной работы столичных и региональных экспертов.
Не менее важно для нас объединить усилия экспертов из России и стран СНГ. На базе РИА Новости и МИА «Россия сегодня» в Казахстане, Армении, Молдавии, Азербайджане, Грузии уже созданы комплексы информационно-аналитических материалов, выходят и собственные национальные материалы наших зарубежных партнеров.
Следует отметить интеграцию и с партнерами из стран Дальнего зарубежья. В первую очередь, это IREG – международный исследовательский центр в области оценки высших учебных заведений, объединяющий всех ведущих производителей рейтингов вузов, и компания QS – создатель одного из наиболее известных мировых рейтингов университетов. Наше сотрудничество позволило опубликовать на русском языке лучшие мировые практики по рейтингованию высшей школы. Результатом совместных усилий в 2013 году стало представление широкой общественности более 47 информационно-аналитических продуктов, которые были выпущены на разных площадках, с ними познакомились свыше трех миллионов человек. Нам кажется, что это свидетельствует о достаточно серьезном росте нашей репутации.
Но самое главное – люди хотят объединять свои усилия. Это очень серьезно экономит ресурсы на создание столь крупных информационных проектов. Поэтому мы хотели бы и дальше развивать эти практики. Мы открыты для сотрудничества.
Что будет с «Социальным навигатором» дальше?
«Социальный навигатор» продолжает свою жизнь. Все ключевые направления нашей работы останутся неизменными. Мы будем развивать уже созданные подходы и практики и, как и прежде, представлять широкой аудитории самые качественные информационно-аналитические продукты.
При этом свою задачу мы видим в том, чтобы совместно со специалистами стран СНГ и дальнего зарубежья формировать единые подходы в области информационно-аналитических ресурсов, создавать их с учетом общих практик. Мы полагаем, что накопили большой положительный опыт, который будем передавать нашим партнерам.