Благотворительность в стиле Fun Vs скромный россиянин
Наталия Фреик, эксперт-аналитик Evolution and Philanthropy
Значительные изменения в сфере благотворительности связаны с развитием информационных технологий и коммуникаций — краудфандинг, онлайн-пожертвования, мобильные приложения, социальные сети и т.п. И в России это направление также активно развивается. Например, в июне проходил форум НКО, организованный посольством Франции. Ликбез от международных экспертов — что такое краудфандинг и как он может быть полезен НКО, показался излишним.
Тренд 2015 года — выход на российские краудфандинговые платформы Планета.ру, Boomstarter.ru крупного бизнеса. Это и удваивание суммы сборов на благотворительные проекты, и запуск брендированных конкурсов социальных проектов. С целью вовлечения сотрудников в благотворительность и волонтерство российские компании запускают и собственные краудфандинговые платформы (например, Русал). Появляются и платформы-агрегаторы, помогающие выбрать фонд или благотворительное мероприятие поблизости (Добро Mail.ru, blago.ru, «И все за одного»).
Трудно выбрать из многих — кому помочь? И на это есть решение: можно воспользоваться предложением программы «Всем» Группы QIWI — и ваша сумма на благотворительность будет равномерно переведена сразу всем тщательно отобранным НКО, помогающим и детям, и старикам, и котикам.
А можно никого не искать специально, а просто подписаться на новости о хороших людях — какая у них беда, как и кто им помогает, и поддержать рублем благое дело (портал «Такие дела»). Можно просто совершать обычные онлайн-покупки, но на специальных сайтах (например, добрая-покупка.рф). В этом случае часть суммы будет автоматически перечислена в пользу выбранной вами НКО.
Нет возможности помочь деньгами? Жертвуйте время, одежду, другие вещи, цветы, подарки… Например, платформа BEGOOD — вы можете выставить любую вещь, вырученные средства от которой пойдут на выбранный вами проект. Благодаря технологиям возможности как для частной, так и для корпоративной благотворительности расширяются. Практически ежедневно появляются новые платформы и приложения.
На Западе все началось раньше, и сейчас уже перед благотворителями за рубежом стоит вопрос, как не запутаться во всех этих возможностях и площадках. И для этого тоже свои сервисы появляются. Например, с ресурсом PlanG можно вести учет всей своей благотворительной активности, а также того, что вам за это причитается (какие и где товары и услуги можно получить бесплатно или со скидкой за своё участие в волонтёрских проектах, в каких новых благотворительных проектах вы можете ещё поучаствовать).
Если говорить о технологиях, то, конечно, нужно следить за новыми идеями, использовать международные инновации.
Однако не менее важны ценности, традиции благотворительности. Представляется, что сейчас все осторожнее (а иногда — агрессивнее) говорят об иностранном опыте. Все чаще говорится о том, что жизнь, бизнес, благотворительность в Монако — это совсем не то же самое, что в Краснодаре. Растет интерес к дореволюционным традициям меценатства, к опыту российских филантропов, выражена потребность гордиться чем-то своим, нашим.
В какой-то степени условно «западная» благотворительность в стиле fun — весело, «по секрету всему свету», переодеваниями, юмором и пр. — входит в конфликт с серьезным, скромным образом «хорошего и доброго россиянина» («меньше говори, больше делай», о благом не шутят и пр.). Например, очень неоднозначно воспринимается вовлечение детей в сбор средств на благотворительность («недетское дело»), практика перечисления корпоративных штрафов за опоздания в благотворительные фонды («это же сплошной PR!»). Но это живой процесс, все в какой-то степени варятся в одном котле и влияют друг на друга.
В любом случае позитивные изменения в области благотворительности в России колоссальны. Вырос запрос — потому и активизировались мошенники, лже-волонтеры, пытающиеся заработать на возросшем стремлении людей участвовать в благотворительности.
Вместо бумажных писем – обращения на Facebook
Наталья Каминарская, исполнительный секретарь Форума Доноров
Первое, о чем хочется сказать, это дальнейшее развитие технологий для благотворительности. С возможностью жертвовать онлайн очень сильно развились возможности у самых разных направлений благотворительности, включая, например, поддержку мини-проектов в развивающихся странах. Это удобно как для индивидуальных жертвователей, так и для крупных институциональных — они могут получать частные средства, выбирая из большого набора представленных инициатив те, которые им близки. Количество новых фандрайзинговых платформ просто зашкаливает, и обыватели уже получают приглашения и обращения в Facebook, а не бумажные письма в почтовый ящик.
Во-вторых, фокус благотворительности. Все большее внимание уделяется «рыболовецким» проектам — покупка курицы для африканца, прокладка водопровода в Азии, оборудование фермы для работы людей с ограниченными возможностями здоровья и т.д. Это означает, что для обычных НКО необходимо искать новые методы представления и продвижения себя, так как административные расходы поддерживать по-прежнему особенно никто не любит.
Третье, это появление большого числа крупных доноров, которые не хотят создавать собственные структуры, а используют самые разные схемы и посредников для реализации своих благотворительных интересов. Отсюда, например, рост числа фондов местных сообществ в Европе или пожертвования в фонды Билла Гейтса или Уоррена Баффета. Это позволяет донорам искать себя, пробовать поддерживать разные направления и форматы благотворительности и потом принимать решения о создании собственных организаций.
Главное же, что можно отметить, благотворительность продолжает развиваться и даже в развитых странах находит новые форматы, подходы и своих героев.
Благотворительность с демократией
Мария Черток, директор CAF Россия
Мне бы хотелось, чтобы у нас в большей степени был представлен фандрайзинг через спонсорство участия в спортивных мероприятиях. Например, в Европе, пожалуй, нет ни одного крупного марафона, который бы не включал в себя обязательный элемент благотворительности: для того чтобы пробежать марафон, нужно собрать пожертвования в пользу организаций — партнеров марафона. Таким образом уплачивается взнос за участие в марафоне. У нас есть марафоны такого типа, которые устраиваются самими некоммерческими организациями. Учитывая масштаб развития этой формы мероприятий — многочисленные забеги, заплывы, очень бы хотелось, чтобы в это была интегрирована технология сбора пожертвований.
Мне симпатично движение «Добрые города». О чем-то подобном в других странах мне неизвестно. Мне кажется, это наше изобретение, очень хорошее и приятное.
На мой взгляд, значительной тенденцией является демократизация благотворительности. Это, с одной стороны, связано с развитием различных инструментов местной филантропии. Мы хорошо попадаем в этот тренд с сельскими фондами, фондами местных сообществ. Другой стороной демократизации является развитие народного участия в благотворительности. Технологии теперь позволяют каждому, даже самой маленькой суммой принять участие в том или ином благотворительном проекте.
В России тоже краудфандинг очень быстро развивается. И по нашим исследованиям до 50% населения имеет опыт совершения благотворительных пожертвований, даже самых небольших по сумме. Мне кажется, что эти тенденции, конечно, полностью меняют сферу благотворительности, которая изначально была прерогативой элиты, богатых людей. В целом отношение со стороны богатых к бедным заменяется на отношение солидарности в обществе, что чрезвычайно важно и позитивно.
Сделайте пожертвование на короткий номер
Татьяна Задирако, исполнительный директор Благотворительного фонда «Дорога вместе»
Среди технологий, которые будут развиваться в ближайшее время и будут залогом устойчивого развития некоммерческого сектора, можно выделить программы по социально ориентированному маркетингу. Они и сейчас ведутся, но имеют выборочный характер. Со временем они станут более развитыми, когда компании станут продавать свою продукцию и отчислять определенный процент в пользу благотворительных организаций. Эта сфера будет в ближайшее время развиваться, потому что она выигрышная для обеих сторон. Она дает возможность некоммерческим организациям получить деньги и реализовать проекты, а для компаний – повысить лояльность покупателей, узнаваемость, заявить о себе как о социально ответственной компании.
Почему-то сейчас все думают, что краудфандинг – это наше всё. Но на самом деле это не так. Краудфандинг не всем подходит. Это не панацея. Краудфандинг будет помогать собирать деньги на очень популярные проекты – строительство хосписов, операцию детям, помощь бездомным животным, а на сложносочиненные проекты – тяжело. Волонтерство, в частности, будет развиваться как часть социального активизма, растущего в обществе. А различные социальные мероприятия – благотворительные базары, забеги, марафоны, ярмарки, charity shop – это всё, что помогает вовлекать все больше и больше людей в благотворительность на таком приятном, не обязательном финансовом поле. На этом можно зарабатывать деньги, если активно это продвигать, строить профессионально правильно.
Будет расти технологичный фандрайзинг. Это СМС-сообщения, интернет-пожертвования, все механизмы, которые позволяют использовать технологию поиска финансирования на проекты. Посмотрите: на улицах города все больше и больше информации в духе «сделай пожертвование на короткий номер».
Фонды будут стараться все больше и больше денег получать от частных лиц, потому что частные лица дают меньше, но берут массой, за счет этого набирается большая сумма денег. Легче собрать по 10 рублей от большого количества людей, чем получить в ситуации кризиса и тяжелых экономических обстоятельств 200 тысяч от компании.
Будут развиваться все программы, связанные с образованием. Образование станет фокусом помощи людям. Уже сейчас подавляющее число компаний хотят помогать образованию, причем не важно кому — талантливым детям или детям-сиротам.
В отличии от западных стран мы не занимаемся венчурной филантропией. Это некий бизнес-подход к реализации благотворительных программ, которые в результате могут приносить прибыль тому, кто является венчурным филантропом, тому, кто вкладывает деньги. По большому счету, это когда бизнес-стратегии, бизнес-тактики применяются для ведения благотворительности, при этом ожидается, что она будет прибыльной для инвестора.
По пути венчурной филантропии шел фонд «Династия». На западе в последние 10 лет венчурная филантропия была хорошо развита. Там даже дискуссии не ведутся на эту тему, это является полем для экспериментов.
Кроме того, у нас не сильно развиты эндаументы. А это мощнейший рычаг устойчивого развития для институтов культуры (музеи, театры), образования, медицины и церкви.
Благотворительные экспедиции и «добрые города»
Вячеслав Бахмин, член совета Форума Доноров
Технологий благотворительности за последнее время накопилось действительно много. Невозможно составить полный перечень всего. То, что делается в одном регионе, переосмысливается в другом. Очень много технологий, касающихся не просто благотворительности, а благотворительности в какой-то сфере, например, в сфере работы с неблагополучными семьями, наркозависимыми, сфере культуры, помощи пожилым, бездомным.
Очень много технологий было заимствовано из зарубежного опыта, но они так преобразовались и адаптировались к российским условиям, что многие из них даже не узнать. Такие технологии как фонды местных сообществ, банк времени, социальная анимация, день соседей, фандрайзинговые технологии – все пришли из-за рубежа. В фандрайзинге, например, это вовлечение известных людей, проведение спортивных мероприятий для сбора денег, когда бегают ради детей, плавают, катаются на лыжах. Все интернет-технологии также заимствованы из западного опыта.
Есть и свои находки. Такие как «Добрые города», «Душевный Bazar», который начинает распространяться по другим городам и уже появился в Санкт-Петербурге. Появились благотворительные экспедиции, когда большая группа энтузиастов-благотворителей выезжает в разные города, проводит встречи с местными активистами, для того чтобы познакомить их с новыми технологиями, вдохнуть новую жизнь в провинциальные города. Например, как это делает проект «Сила мечты».
Замечательная благотворительная технология «Дару — дар». Зарегистрировавшись на сайте, люди дарят друг другу вещи. 250 тысяч участников, около 2 миллионов даров. И все от чистого сердца.
Акция «Белый цветок», которая начиналась еще до революции, тоже наша. «Весенняя неделя добра» — сейчас в нее вовлечены миллионы людей, посвящая свое время различным благотворительным и добровольческим акциям.
Распространяются и благотворительные спектакли, когда первые лица города играют на сцене, а деньги с билетов идут благотворительным фондам и НКО.
Боюсь, нельзя предсказать, какие технологии благотворительности будут лет через пять-семь. Потому что развитие технологий идет бурно, каждый год появляется что-то новое. Ясно, что будет развиваться технологическая сторона, которая приведет к упрощению работы с целевыми аудиториями, к большей понятности, ясности, прозрачности. Все новое, что способствует лучшим коммуникациям, узнаванию, будет приниматься и максимально использоваться в благотворительности. Появятся новые гаджеты, девайсы, возможности жертвовать мгновенно, когда возникает желание. Это будет так удобно и так быстро, что ты даже не успеешь об этом пожалеть.
Фото: facebook.com/dayofcharity, facebook.com/nataliya.freik, Александра Кириллина