Поддержку российским музеям оказывают многие крупные компании и благотворительные фонды, среди них – Благотворительный фонд Владимира Потанина. В год 15-летия своей деятельности Благотворительный фонд В. Потанина объявил об обновлении музейных программ. Целью музейной программы фонда является поддержка лидеров, способных сделать музей современным центром образования и просвещения, а также открытым общественным институтом. К примеру, программа фонда «Музейный гид» направлена на поддержку музеев, способных удивить посетителей местом расположения, коллекцией, инфраструктурой, специалистами, атмосферой, темой, экспозиционными находками.
Как в последнее время изменилась роль музеев? Какой сейчас есть запрос у общества, чего хотят посетители?
Музей как институт неразрывно связан с функцией хранения коллекций и передачи наследия будущим поколениям. Однако сегодня, не отрицая необходимости этой функции, мы уже не рассматриваем музей только в такой узкой роли. Современное общество предъявляет новые требования. Сегодня важно, чтобы музей был не только центром, который сохраняет нашу культуру и позволяет будущим поколениям прикоснуться к истории, но и выполнял определенную социальную миссию.
В чем заключается социальная роль музея?
Современный музей – это площадка, которая объединяет в одно целое самые разные ресурсы. Это место, где легко организовать диалог на разные темы средствами культуры. И социальная ценность такой площадки очень высока. При этом музеи вносят большой вклад в развитие экономики территорий. Не только через организацию платных услуг, но и за счет повышения привлекательности региона, перераспределения туристических потоков, поддержания и развития инфраструктуры города, транспортной сферы, сферы обслуживания. Получается, что музей, осознанно или нет, эту функцию выполняет.
Что еще отличает современный музей, когда мы говорим о его изменившейся роли?
Современный музей – это еще и то место, которое на практике создает или может создавать равные возможности для всех. Сюда могут прийти дети, люди среднего и пожилого возраста. Музей уравнивает нас в правах. Мы все можем получить доступ к культуре на том уровне, на каком мы ее готовы воспринимать. Музей предоставляет такую возможность и людям с особенностями развития.
Сегодня, если говорить о современном музее, нельзя недооценивать и его просветительскую функцию. Важно не только то, что музей хранит и предъявляет посетителям свои коллекции, важно также, каким образом он это делает. Например, если музей использует современные технологии, мы восхищаемся не только историей и культурой, но и технологиями. Все это стимулирует наше собственное мышление и видение, и мы выходим из музея с желанием что-то изменить, узнать больше про художника или скульптора, понять, почему его творчество нашло именно такое прочтение.
Музей — достаточно уникальный в этом плане инструмент. Он соединяет в себе, казалось бы, несоединимое. Человек может там раскрыться как личность, сообщество – как общность. Современный музей не только подтверждает, что посещать музеи хорошо, но еще и разными инструментами подталкивает нас к тому, чтобы мы возвращались. «А что же еще интересного они нам могут показать? Что еще любопытного они придумали?» Или, допустим, у человека была мечта вести экскурсии и, выйдя на пенсию, он хочет ее реализовать. А у музея как раз есть программа, позволяющая это сделать.
Но ведь большинство людей воспринимают музей достаточно консервативно: как место, где ничего нельзя потрогать.
К счастью, современные музеи на этом играют. Они стали активно использовать тягу людей попробовать, пощупать, сделать самому. Квесты, опыты, мастер-классы – в этом случае у человека с музеем возникает связь немного другого уровня. Она создает чувство сопричастности: «Я туда прихожу не только восхищаться, но и самому попытаться что-то сделать».
Всем ли музеям необходимо меняться и становиться современными?
Задача каждого музея – сохранить и приумножить, развивать свою коллекцию. Но если музей не будет эту коллекцию продвигать, он уже не музей. Современные технологии подтолкнули музеи по-другому взглянуть на свои возможности. Традиционно музею не приходилось конкурировать за свое место. Школьников всегда приводили на экскурсии, образованные люди ходили сами. Альтернатив для проведения досуга или получения нового знания было мало. Сегодня, когда мы можем очень многое узнать из других источников – через интернет, социальные сети, онлайн-коллекции – возникает вопрос, что меня должно привлечь, чтобы я дошел до музея? И не просто дошел, но и остался, приходил снова и снова, приводил семью, друзей, коллег. Музей должен учитывать эти обстоятельства, чтобы не просто сохранить то, что он имеет, но и все время быть на шаг впереди, думать о том, что он может предложить будущим поколениям.
Какие сложности есть в этом переходе от консервативного к современному?
Они достаточно традиционные. Конечно, есть чисто экономические сложности, потому что расширение роли музеев предполагает наличие дополнительных финансовых ресурсов. Есть сложности и другого рода. Внутри музея идет постоянная борьба, как соединить консервативное хранение с показом коллекций современными методами. Есть музеи, в которых появляются открытые фонды.
Есть сложности и у нас, посетителей. Все мы выросли на определенном понимании, что такое музей. Есть определенные современные ожидания что-то получить, но могло остаться негативное впечатление, что это может быть скучно, неинтересно. Получается, что нам всем надо побороть существующие стереотипы.
Сейчас все чаще поднимается тема сотрудничества культурных учреждений с местным сообществом. Как сегодня определяется понятие «местное сообщество» по отношению к музеям?
Понятие местного сообщества для музея будет многообразным. Музей одновременно присутствует в разных сообществах, я бы сказала, что они могут накладываться друг на друга. Можно понимать местное сообщество как общность жителей определенной территории, на уровне города или региона, села или района. Здесь музей может выступать центром притяжения, он позволяет сообществу встретиться и делать что-то вместе. Через совместную деятельность сообщество так или иначе объединяется.
На региональном уровне музей выполняет особенно важные функции. Он способствует формированию и развитию региональной идентичности. Человек ощущает свою принадлежность к той или иной территории. Музей, сохраняя историю, культуру, формируя чувство сопричастности, гордости, формирует эту идентичность. И тогда человек проносит свою любовь к городу, селу, малой родине через всю жизнь. И роль музея здесь очень велика.
Сообщество для музея может рассматриваться и в профессиональном плане, когда музей объединяет вокруг себя людей, например, связанных с образованием. Образование и просвещение — одна из важных функций музея. И музей формирует вокруг себя такую среду, объединяя школы, детские сады, вузы, формируя сообщество, так или иначе вовлеченное в образование.
Можно говорить, что музей может пониматься как часть экономического сообщества – когда музеи меняют или формируют территорию с экономической точки зрения. Показательный пример – музейный кластер в Коломне. Особенность коломенской ситуации не в том, что появляются частные музеи, а в том, что их появление является элементом стратегии развития музейного комплекса, которая, в свою очередь, вписывается в стратегию развития города. Есть стратегия по созданию рабочих мест, предоставления возможностей для развития малого бизнеса. В этом плане музей – часть экономического сообщества. Это такое же предприятие, которое формирует экономическую среду, участвует в экономических процессах, а не только платит налоги.
Получается ли у музеев привлекать местное сообщество не только как посетителей, но и в свою внутреннюю деятельность?
Музеям нужна помощь, особенно, когда они проводят большие мероприятия. И хороший способ для этого — волонтерские программы. Они могут быть самыми разными. У людей появляется возможность использовать свои профессиональные знания и опыт. Например, если музей привлекает на волонтерских началах переводчиков, юристов. Многие музеи стараются привлечь волонтеров, но далеко не все выстраивают это как самостоятельное направление деятельности. Специальная волонтерская служба создана, например, в Третьяковской галерее.
Кроме волонтерских программ, местное сообщество может принимать участие в формировании коллекций музея. Когда Рыбинский музей рассказал через СМИ о своем проекте – публикации книги о Первой мировой войне – люди, проживающие в этом городе, стали приносить фотографии из личных архивов. Сегодня это очень популярное направление, когда используется культура участия, когда музей вовлекает представителей разных сообществ в создание своих продуктов.
Музей может разрабатывать проекты, направленные на объединение местного сообщества, которое часто бывает очень фрагментировано. Например, это могут быть проекты в сфере отношения к национальным или религиозным диаспорам. С одной стороны, музей может предложить им представить свою культуру в виде специальной выставки. С другой стороны, показать, что это такие же обычные люди, у которых есть своя культура и традиции, а мы можем познакомиться с ними. Таким образом снимается барьер недоверия.
Содержание музея довольно затратно. Где современным музеям искать ресурсы для развития?
Есть много разных способов. Понятно, что есть государственное финансирование, но его не хватает, особенно, если хочется сделать больше. Один из способов привлечения партнеров – это создание попечительских советов в музеях и проведение специальных фандрайзинговых кампаний, когда на понятные и конкретные цели собираются средства. Создание попечительского совета позволяет вовлечь людей, в том числе связанных с бизнесом и готовых участвовать финансово и принимать конкретные решения, касающиеся развития музея.
Конечно, это и грантовое финансирование. Сегодня различные фонды оказывают поддержку музеям и рассчитывают по окончании проекта увидеть определенный социальный эффект, положительные изменения. Для того чтобы привлечь партнеров, музеям надо учиться показывать этот социальный эффект: какой вклад они вносят в развитие общества, почему важно это поддерживать. В принципе даже малый и средний бизнес может оказывать поддержку музеям.
Кроме того, музеи стали создавать целевые капиталы. Это тоже способ привлечения партнеров и работы на будущее. Формирование эндаумента позволит музею со временем стать более устойчивым и проводить долгосрочные программы и проекты.
«Эрмитаж» и «Петергоф» являются лидерами с точки зрения целевых капиталов, интересно прорабатывают разные способы привлечения средств, понимая особенность музейной аудитории. Можно поднимать целевой капитал, а сам эндаумент позволит планировать деятельность, что-то приобретать, разделить текущие задачи по поддержанию деятельности, зданий и долгосрочные – формирование коллекции, приобретение новых экспонатов.
Большинство крупных музеев создали фонды развития, которые целенаправленно работают над этой задачей, разрабатывая стратегию музея, предлагая современные подходы к планированию его будущего.
Музейная программа вашего фонда претерпевает какие-то значительные изменения под влиянием новых запросов по отношению к музеям и новых возможностей их развития?
Мы перезапустили программу «Музейный гид» в новом формате в 2014 году. До этого в течение трех лет мы издавали путеводители, в которые попадали музеи, которые так или иначе участвовали в наших музейных программах. Путеводители стали способом открытия музея, специального разговора с аудиторией на понятном языке.
Особенность этого года была в том, что мы сместили акцент на продвижение музея в интернете и социальных сетях и на выход музея за свои границы через музеефикацию ландшафта. Мы подчеркиваем, что музей должен действовать в партнерстве с людьми, на которых он ориентирован. Он не должен придерживаться принципа, что контент и форма представления интересны только специалистам.
Если говорить о музеефикации ландшафта, то это тоже способ взаимодействия с местным сообществом. Музей, выходя за свои границы, должен вступить в диалог, иначе никакая музеефикация ландшафта работать не будет. Только в диалоге с гражданами, которые там проживают, теми, кто каждый день будет ходить вокруг модулей, возможно это развитие.
Это особенность всех программ, которые мы запустили в рамках новой музейной стратегии фонда: музей должен быть ориентирован на работу с сообществом, должен быть открытым, доступным для самых разных аудиторий и быть ориентированным на сообщество.
Исключение из конкурса «Музейного гида» федеральных музеев тоже как-то связано с этими установками?
Мы сознательно исключили их из участия в конкурсе: у федеральных музеев больше возможностей заниматься продвижением. Задача была показать небольшим музеям, как это делать, научить эффективному продвижению при ограниченных ресурсах. Важный момент: если создаешь что-то новое, но слишком сложное, невозможное для поддержания своими силами, инициатива закончится после гранта. А наша идея в том, что грант – это импульс к развитию. Конечно, мы надеемся, что в результате всех усилий появится карта наиболее активных современных музеев, готовых развиваться, меняться и двигаться вперед.
Оценивают ли музеи социальный эффект от своей деятельности и как в принципе можно оценить такую эффективность?
Ведением учета посетителей сегодня уже никого не удивишь. Есть музеи, которые самостоятельно оценивают, насколько удовлетворены посетители, насколько результаты проекта совпадают с теми целями, которые он ставит, какой социальный эффект имеют, работают ли они на сообщество, как это предполагалось.
Фокус-группы, экспертные интервью, анализ социальных сетей – музей должен все время узнавать, оценивать свой результат самыми разными способами. И тогда он может держать руку на пульсе, понимать, что работает, а что нет, во что целесообразно вложиться, что поменять для аудитории. Или наоборот, что все хорошо и дополнительных изменений не требуется. Создавая попечительские советы, можно получить дополнительный срез. Волонтеры – это еще один взгляд на деятельность музея. Собранные данные и мнения важно в дальнейшем использовать для планирования деятельности. Оценивать себя теперь необходимо постоянно, по-другому невозможно.
Фото предоставлены Благотворительным фондом В. Потанина