Новости
Новости
13.09.2024
12.09.2024
18+
Интервью

КРИСТИНА МОРМУЛЕВСКАЯ: студенты, как дети, — вдали от семьи хотят чувствовать себя нужными

3 и 4 октября в Санкт-Петербурге и Москве пройдет фестиваль «От сердца к сердцу». Его организуют студенты МИФИ, создавшие волонтерское движение «Служба добрых дел». Одна из организаторов фестиваля — Кристина Мормулевская — рассказывает, зачем студентам волонтерство, как бывшие школьники становятся добровольцами и чем отличается волонтерство в вузе от других вариантов волонтерства.

Почему вы решили стать волонтером?

Когда-то меня привлекли к одному мероприятию и захотелось посмотреть, как его организуют, изнутри. Потом захотелось организовать самой, чтобы исправить некоторые ошибки, прочувствовать всю систему. Так я пришла к роли организатора добровольческих, благотворительных акций.

Чего студенты, участвующие в вашем движении, ждут от такой деятельности? Что хотят получить взамен?

Многие волонтеры «Службы добрых дел» ждут простого «спасибо» от людей, которым они помогают. Они не хотят помогать абстрактно – приезжать к детям и показывать какую-то программу. Они спрашивают у детей, что им интересно, чего они хотят, чтобы узнать конкретные потребности.

Многим важно просто человеческое отношение, дружественная атмосфера единомышленников в объединении. Чтобы к ним относились не как к тем, кто должен выполнить какую-то работу, функцию, а как к людям, которые могут проявить в волонтерстве свою индивидуальность. Этим социальное волонтерство отличается от волонтерства на мероприятиях, где заранее прописан сценарий действий и четко определен функционал.

Кому вы помогаете в первую очередь?

Во-первых, мы помогаем детям-сиротам и детям с особенностями развития из интернатов. Это дети с разным бэкграундом. Есть те, кто понимает только телесные прикосновения, объятия, потому что у них большое отставание в развитии. Для нас очень важно такому ребенку подарить улыбку, обнять его, чтобы ему в душе стало лучше. Есть дети, которые в развитии отстают не так сильно, и им нужно развивать какие-то навыки, например, моторику. Обычный человек не сделает вещь так аккуратно, как сделают они. Усидчиво, вдумчиво, ответственно.

Дети – это единственная приоритетная категория?

Нет, у нас большой спектр работы. Вторая категория – это ветераны МИФИ — университета, в котором мы учимся. Поскольку это атомная отрасль, огромное количество людей в военное время были не только на фронте — они сидели в лабораториях и делали атомный проект. Сейчас в Манеже проходит выставка «Цепная реакция успеха. 70 лет атомной отрасли», куда приходят наши ветераны, и мы приглашаем волонтеров с ними пообщаться.

А еще мы помогаем волонтерам. Например, проводим на площадке НИЯУ МИФИ большую встречу лучших волонтеров Москвы и Московской области. Они общаются, делятся информацией о своих программах, предлагают развивать определенные направления. К нам приходит более 100 человек из 30 вузов Москвы. Это формат свободного, спокойного, но в то же время эффективного общения, где можно узнать что-то новое у людей с похожими ценностными ориентациями.

Какие-то новые направления работы вы планируете осваивать?

Да, в 2016 году мы планируем заняться помощью животным.

Как студент становится волонтером? И много ли студентов в принципе хотят стать волонтерами?

Это связано с душевной потребностью быть нужным и помочь ближнему. Студенты – это те же дети, часто оторванные от семьи, если они проживают в общежитии. Им нужно общество, в котором они будут чувствовать себя безусловно необходимыми, так как семьи и друзей рядом нет.
И тут студент либо идет играть в компьютерные игры и просиживает там все свое время, либо погружается в учебу — у нас в МИФИ много отличников, которые занимаются только учебой, чтобы все успевать.

А есть люди, которые хорошо учатся, но в то же время имеют душевную потребность что-то делать. Тут очень важно, чтобы добровольческое движение вуза очень вовремя выхватило их, заинтересовало, пригласило к себе и объяснило, что и как происходит в добровольческом движении, где они могут реализовать свой потенциал.

Чем отличается волонтерство на базе вуза от самостоятельного? Занимались ли вы когда-нибудь волонтерством отдельно от института?

Да, занималась. Был опыт православного волонтерства. Когда в Москву привозили дары волхвов, нужны были волонтеры, чтобы обеспечивать проход инвалидов в храм Христа Спасителя, ровную очередь, раздавать чай, помогать людям, которые плохо себя чувствуют. Работа шла практически круглосуточно.

Такое волонтерство отличается от студенческого тем, что у себя в вузе мы можем скоординировать работу так, как сами это видим и быть более ответственными за результат. Мероприятие в университете в большей степени зависит от нас. Когда вы принимаете участие в другом мероприятии, плюс в том, что вы знакомитесь сразу с уймой интересных людей. Но контроль над ситуацией со стороны волонтеров чуть меньше. Создается информационный вакуум, когда ты не всегда понимаешь, что происходит, что делают организаторы, которые ставят перед тобой определенную задачу. Благо, мы научились выбирать мероприятия с достойной организацией.

Тем, кто хочет себя в чем-то попробовать, здорово было бы начать с чего-то краткосрочного и понятного. Например, каждый год мы с «Молодой столицей», молодежным движением Центрального административного округа, сажаем сирень в парках. Мы понимаем, какая у нас задача — выкопать ямки, посадить и полить деревья, помочь убрать территорию. Здесь нет риска. Мы знакомимся с волонтерами города, делаем общее дело и помогаем украсить наш город.

Как ваша команда пришла к мысли о необходимости городского студенческого фестиваля? Почему вы решили его провести?

До меня в МИФИ волонтерским движением занимались старшекурсники Екатерина и ее молодой человек Михаил. Миша переболел раком в 10 классе. Когда он поступил в МИФИ, то продолжал помогать фондам, которые поддерживают онкобольных детей. Он был программистом, поэтому поддерживал сайты фондов.

Они хотели организовать фестиваль внутри МИФИ и придумали интересные площадки. Сами сделали декорации из картона, даже был уголок Арбата со стеной Цоя, где можно было спеть песни. Очень по-студенчески. Но у Миши случился рецидив рака, они с Катей отправились в Израиль на лечение и не смогли быть в университете. Без главных организаторов было очень сложно понять, как делать фестиваль. Но они очень хотели, чтобы он прошел, и мы провели его 5 октября 2012 года на площадке МИФИ.

Спустя пять месяцев Миши не стало. Мы хотели, чтобы их с Катериной идея жила, хотели сделать этот фестиваль более широким, более значимым, выйти за пределы МИФИ, чтобы можно было свободно собирать средства для фондов — решили выбирать новый фонд каждый год.

Сейчас Катерина работает над созданием особого фонда. Благотворительность в России очень специфична. Человеку, который попал в аварию и не входит в категорию до 18 лет или после 55, не относится ни к пенсионерам, ни к детям, очень сложно собрать средства на лечение. «Выпускники» нашего вузовского движения «Служба добрых дел» – Катерина, Катя и Аня — хотят сделать сайт, где человек может открыть свой счет, предоставив необходимые медицинские документы, и собирать деньги. Это будет «фонд для всех».

Какова концепция фестиваля? Как вы привлекаете к нему студентов и что они конкретно делают?

Концепция проста и именно поэтому выигрышна. Каждый студент может принять участие в фестивале любым удобным для него способом, если у него есть какой-то талант. У нас даже есть площадка пенспиннинга, когда крутишь ручку вокруг пальца. Обычно мальчики это делают, чтобы привлекать девчонок. Мы считаем это талантом — на мастер-классы по пенспиннингу выстраивается очередь.

Некоторые студенты занимаются микроэлектроникой и готовы научить детей и взрослых, как собираются платы. Есть девочки, которые любят следить за собой и знают, как правильно наносить макияж. Они проводят мастер-класс для детей и подростков. Есть площадка «Что? Где? Когда?», куда приходят игроки телевизионной лиги: команда Росатома — Константин Рудер, команда Балаша Касумова — Елизавета Овдеенко. Все это можно назвать творчеством в помощь детям.

Фестиваль также обращен к студентам и людям, которые не могут помочь материально, но очень хотят участвовать. Мы называем это «без цен и ценников» – ни на одной площадке вы не найдете цены, даже на чай, сладости или очень дорогие вещи. Смысл такого хода в том, чтобы привлечь студентов к социальным проблемам и показать им, что можно жертвовать столько денег, сколько можешь. Если сейчас нет возможности помочь, то потом, когда будут деньги, можно перечислить их на счет фонда со словами благодарности за участие в фестивале.

Чем ваш фестиваль отличается от других волонтерских молодежных площадок?

Особенность фестиваля «От сердца к сердцу» в том, что он полностью студенческий — вся команда организаторов в Москве и Петербурге состоит только из студентов. Это что-то вроде нашей социальной ответственности. Как волонтерскому движению нам важно, чтобы студенты включались в волонтерство, благотворительность, важно показывать им, что это нестрашно, это здорово, и если мы хотим перемен в обществе – нужно просто начать с себя.

Никто из участников не будет чувствовать себя ущемленным или проигравшим. Человек, который делится своим творчеством, займет свой день тем, что на благо фонда будет просвещать людей по той тематике, которая ему интересна. Люди, которые придут на фестиваль, научатся новому – от валяния шерсти до росписи керамики. И все это за благотворительные пожертвования без назначенной цены.

Как к вашим инициативам относятся преподаватели?

Очень позитивно. Мы всегда проводим фестиваль в воскресенье, рядом с МИФИ, в парке «Коломенское», и многие преподаватели могут прийти. Мой научный руководитель с удовольствием ходит на все фестивали, начиная с первого. Она всегда покупает какую-нибудь маленькую безделушку и оставляет пожертвование.

МИФИ – это сообщество людей, очень тесно связанных между собой, поэтому студенты приходят с преподавателями, приводят других студентов. А организаторы собирают здесь свои семьи — мам, пап, бабушек и дедушек, племянников, молодых людей. Мы как-то шутили, что можно отпраздновать свадьбу на фестивале, и никто не заметит, просто в какой-то момент принесут шампанское, все свои уже будут рядом.

Есть волонтерские программы, которые непосредственно связаны с вашей специальностью?

Сейчас мы развиваем новый проект, позаимствовали идею у Новосибирского государственного университета, где он называется «Наука – детям». Хотим создать студенческий педагогический отряд, который будет ездить в школы и детские дома и привлекать детей к науке: физики могут показывать опыты по физике, химики – по химии, экономисты – помогать с экономическими задачами и кейсами.

Это даст возможность людям рассказывать, как пишутся коды в IT- сфере или как работать на языках программирования. Это интересно, нужно, тем более что сейчас большинство детских домов имеет компьютерный класс, значит, у нас есть возможность научить детей правильно им пользоваться, не только играть в игры.

Почему, с вашей точки зрения, волонтерство становится трендом?

Мне кажется, трендом оно стало после Олимпиады в Сочи в 2014 году, но трендом не очень управляемым. После Сочи многие волонтеры остались не у дел. Вузовские внутренние волонтерские движения не могут включить их в работу и обеспечить внутри вуза такое качество мероприятий, как в Сочи.

Для каждого вида волонтерства нужны разные люди. Я разделяю экологическое, социальное волонтерство, волонтерство на мероприятиях, спортивное. Привлекать людей на то, чтобы обеспечить работу бобслейной трассы, или на то, чтобы съездить к ветеранам — это разные вещи. Хотелось бы, чтобы эти понятия не смешивались, и волонтеры, которые ездили в Сочи, все-таки нашли для себя ту организацию, объединение или разовые мероприятия, которые им интересны, и могли бы внести вклад, используя свой опыт.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике