23 декабря в 2015 года в РИА «Новости» прошла пресс-конференция «Итоги года в благотворительности», организаторами которой выступили Фонд поддержки слепоглухих «Со-единение» и Агентство социальной информации.
Елена Тополева, член Общественной палаты РФ, директор Агентства социальной информации
напомнила, что в этом году Президент РФ Владимир Путин в послании Федеральному собранию призвал общество поддерживать некоммерческий сектор, а сами НКО привлекать к оказанию социальных услуг.
«Уже оглашен требуемый показатель: к концу 2016 года 10% таких услуг должны оказывать НКО. Кроме того, было предложено разработать новый статус для НКО — «организации — исполнители общественно полезных услуг». На выполнение поставленных задач были даны довольно короткие сроки, и в скором времени, видимо, нас ждут большие изменения».
Новые законодательные инициативы в области меценатства внушают оптимизм, отметила Тополева. Есть вероятность, что впервые будет принята минимальная льгота для юридических лиц, жертвующих в пользу государственных учреждений культуры. «Если такой законопроект будет принят, возможно, в дальнейшем можно будет ожидать распространения действия закона и на некоммерческие организации», — считает Тополева.
В 2015 году продолжилось негативное влияние закона «об иностранных агентах», в реестр которых попали и благотворительные организации, отметила Тополева. Но в целом, как свидетельствуют данные исследований, благотворительность становится все более популярной и распространенной практикой в России.
По данным Фонда поддержки и развития филантропии «КАФ», не менее 50% россиян, в основном женщины в возрасте от 25 до 34 лет, хотя бы один раз делали пожертвования. «Это ведь 44 млн человек! Конечно, возможно, большую часть таких пожертвований составляют СМС-пожертвования в ходе просмотра таких телевизионных шоу, как «Голос», но это тоже отличная тенденция для развития благотворительности», — говорит Тополева.
Растут общественные ожидания от роли общественных организаций в решении общественных проблем, увеличивается внимание к благотворительности со стороны разных секторов общества. У повышающейся популярности благотворительности есть и обратная сторона: появляются спекулянты, мошенники. «Совсем не факт, что люди, собирающие пожертвования где-то на улице, действительно имеют отношение к честным благотворительным фондам. Не надо стесняться их проверять!» — призывает член Общественной палаты РФ.
Дмитрий Поликанов, президент Фонда поддержки слепоглухих «Со-единение»
отметил, что одной из тенденций уходящего года стал прирост профессионалов в сфере некоммерческого сектора.
«Мы уходим от благотворительности как чисто волонтерской истории, от общественных ожиданий, что в благотворительности должны работать люди, которые все делают бесплатно, к росту числа профессиональных кадров в сфере работы благотворительных организаций. Это означает, что благотворительные деньги тратятся более эффективно и создаются более яркие и продуманные проекты, — уверен Поликанов. — При этом появляется все большее количество НКО, которые занимаются ведением системных проектов, а не оказанием адресной помощи. В общественном сознании появляется долгожданный перелом в понимании того, что важно не только то, чем ты можешь помочь сейчас. Важно постараться создать такую систему, чтобы ситуация, когда может понадобиться помощь, больше не повторялась».
В условиях кризиса доля пожертвований от бизнеса в 2015 году стала значительно меньше, отмечает Поликанов, а сами компании, в особенности средний и малый бизнес, начали сокращать социальные программы. Несмотря на это отдельные граждане, наоборот, проявили активность в благотворительности, что может обеспечить ее большую устойчивость, но одновременно и создает условия для распространения мошенничества, подчеркивает Поликанов. Поэтому важно, чтобы продолжала развиваться система взаимной оценки деятельности фондов и их репутации, чтобы граждане понимали, кто из НКО занимается своим делом добросовестно, а кто «ходит с коробкой у метро и непонятно на что собирает деньги».
Важно, чтобы взаимодействие власти и НКО развивалось, в том числе за счет повышения количества заказов на услуги, поскольку в этой сфере некоммерческий сектор часто может оказаться более эффективным, чем государство, например, в отношении создания необходимых профессиональных кадров, говорит Поликанов.
«В этом году, да и в следующем наиболее актуальным было и будет появление креативных подходов к благотворительности. Людей надо мотивировать самыми разными способами, им должно быть приятно. Для многих организаций станет очень важным найти новые подходы, потому что просто прийти с протянутой рукой и сказать: «Все плохо, помогите», — уже не работает».
Екатерина Чистякова, директор благотворительного фонда «Подари жизнь»
«В стране кризис и естественно, что запрос на помощь благотворительными фондами значительно вырос. Курс валюты растет, а значит перед нами стоит задача собирать больше денег. В 2015 году введена к тому же новая одноканальная система финансирования, произошло реформирование системы ОМС, которая, к сожалению, оказалась дырявой. Она заставляет фонды финансировать то, что не предусмотрели создатели новых стандартов финансирования медицинской помощи, которые могут просчитать какие-то масштабные проекты, но о малых группах почему-то забывают».
Но есть и положительные тенденции: больше поддержки стали оказывать средства массовой информации, появилось больше возможностей рассказать о проблемах подопечных фондов и сделать благотворительность более доступной и простой, отмечает директор фонда «Подари жизнь».
«Люди, которые делятся деньгами, уже этим прекрасны, и надо давать им возможность делать это с минимальными затратами усилий. В этом году получили распространение СМС-пожертвования, появились новые платежные системы, например, Cloudpayments, которые позволяют адаптировать свои возможности под благотворительность.
Важной тенденцией для нашего фонда стало распространение в России такого явления, как волонтерский фандрайзинг. Фонд «Подари жизнь», надеемся, станет неким паровозиком в этом деле для сферы благотворительности на примере нашего «Безумного чаепития», к которому присоединились 274 чаепития в более чем 80 городах России», — рассказала Чистякова.
Не все можно купить за деньги, говорит Чистякова, и в России, к сожалению, все еще невозможно купить обезболивание, необходимое для подопечных многих фондов. Но и в этой сфере есть некоторые сдвиги, в том числе в законодательстве, и в будущем году фонд «Подари жизнь», как и другие коллеги по сектору, намерен продолжить работу в этом направлении.
«В следующем году фондам следует обратить внимание на проходящий сейчас обсуждение в Думе закон о зрелищных развлекательных мероприятиях, — отмечает Чистякова. — Благотворительность — это, конечно, не шоу-бизнес, но фонды регулярно устраивают мероприятия, которые теперь будут под вопросом, если закон пройдет все три чтения. Теперь для проведения мероприятия надо будет вступить в саморегулирующиеся организации и заплатить взнос, хотя ни фонды, ни артисты не получают от этого ни выгоды, ни дивиденды. Для того чтобы фонды могли продолжать эту деятельность и не платить при этом государству непонятно за что, надо вносить в закон поправки».
Митя Алешковский, руководитель проекта «Нужна помощь»
«В следующем году, конечно, будут продолжать развиваться технически регулярные пожертвования. При этом очевидно, что все большее количество организаций нуждаются в этой регулярной поддержке. Многие из них находятся, можно сказать, в коме, а достаточно большое количество уже просто перестали существовать.
К сожалению для всех остальных, охотнее всего до сих пор продолжают жертвовать больным детям. Но очевидный тренд состоит в том, что о необходимости помощи взрослым уже начинают хотя бы разговаривать. И в этом отношении фонд «Живой» сделал колоссальный прорыв».
Главным событием года для фонда «Нужна помощь» стал запуск портала «Такие дела», который является одним из немногих крупных медийных ресурсов, рассказывающих не только о благотворительности, но и о сути проблемы, о том, откуда проблема берется. «Мы фактически соединили фандрайзинг с пиаром», — объясняет Алешковский.
«В 2016 году продолжит развиваться взаимодействие СМИ и НКО, причем на примере профессиональных проектов, к которым, хочется верить, присоединятся и федеральные каналы», — говорит Алешковский.
Самой активной средой в социальной сфере для представителей СМИ станет сектор людей с инвалидностью, уверен при этом эксперт. «На данный момент не сдвигается с мертвой точки проблема множественной инвалидности, взрослых инвалидов и ментальной инвалидности. Здесь просто атомная война: в наш фонд уже поступило заявок на помощь от организаций, оказывающих помощь людям и инвалидностью, на три года вперед. В этой сфере существует страшнейший социальный кризис и он только прогрессирует».
Николай Моржин, исполнительный директор Центра лечебной педагогики
считает, что самой главной проблемой в стране для таких организаций, как Центр лечебной педагогики, остается табуированность темы людей с ментальной инвалидностью. До сих пор, несмотря на всю развитость общества, в роддомах родителям настоятельно рекомендуют отказываться от детей, если есть хотя бы подозрение на ментальную инвалидность. В такой ситуации сбор благотворительных пожертвований на решение проблем в этой сфере затруднен.
Но положительные изменения все же происходят.
«Положительным трендом становится использование краудфандинга, в частности, платформы Planeta.ru, значительно увеличилось количество частных пожертвований в 2015 году. Главной сложностью для увеличения числа пожертвований остается сложный для осознания факт, что если больному ребенку можно дать денег на лечение и тогда он поправится, то наши дети – это навсегда. Очень сложно объяснить, что поддержка такого ребенка и его семьи — это на всю жизнь».
Фото: Вадим Кантор