В 2016 году экономисты прогнозировали сокращение доходов россиян и продолжение ситуации экономического кризиса в целом. Как эту ситуацию учитывают в благотворительных фондах, которые уже пережили экономически непростой 2015 год, извлекли из него уроки антикризисного фандрайзинга и построили планы на будущее?
Анастасия Черепанова, исполнительный директор благотворительного фонда «Жизнь как чудо»
говорит, что в этом году организация сделает акцент на сборе регулярных частных пожертвований – рекурентных платежах, которые можно подключить на сайте фонда, и работе с компаниями.
Благотворительный фонд «Жизнь как чудо» помогает детям с тяжелыми заболеваниями печени
«Как известно, с прошлого года многие компании первое, что урезали, это бюджеты на благотворительность. Мы предлагаем компаниям использовать не благотворительные бюджеты, а маркетинговые. В чем суть. Например, есть цветочная компания, которая готова нам передавать 50% своей выручки. Мы предлагаем другим компаниям заказать у нее цветы, например, к 8-му Марта. …Это им будет стоить тех же денег, которые они затратили бы в любом другом месте. Но наша компания при этом 50% направит на благотворительность».
Алла Романовская, директор по развитию благотворительного фонда «Старость в радость»
считает, что фонд поставил себе высокую планку, опираясь на результаты предыдущего кризисного года. В 2015 году фонд оказал помощь бабушкам и дедушкам по всей России на 40 миллионов рублей. «Мы собираемся не только эту планку держать, но и повышать. И надеемся, что у нас скоро будет новый сайт и возможность сделать через него пожертвование».
Благотворительный фонд «Старость в радость» опекает одиноких стариков в домах престарелых по всей России.
«Старость в радость» также планирует использовать краудфандинговые платформы. «Мы очень радуемся, что развивается платформа «Добро mail.ru», потому что еще несколько лет назад сумма сбора была не очень большой, и было понятно, что на «Добре» лучше собирать на какие-то небольшие вещи. А сейчас мы спокойно доверяем «Добру» большие сборы».
Владимир Берхин, президент Благотворительного фонда «Предание»
надеется, что обновленный сайт фонда и новые интегрированные в него платежные системы помогут собирать больше частных пожертвований. Кроме того, по его мнению, должно помочь перенаправление трафика пользователей из других разделов интернет-ресурса, в первую очередь «Медиатеки».
Благотворительный фонд «Предание» помогает малообеспеченным, беженцам, детям и взрослым в трудной жизненной ситуации.
«Сейчас огромное количество посетителей «Медиатеки» фонд либо не замечают, либо игнорируют. Мы будем активнее показывать, что он есть, и что это связанные между собой вещи – фонд и медиатека. Надеемся, что это увеличит поток частных пожертвований».
В кризис, отмечает Берхин, пожертвований не стало меньше, как и жертвователей. Уменьшились суммы. «Тот человек, который раньше жертвовал тысячу рублей, теперь жертвует 500. Соответственно, нужно увеличивать количество людей».
Анастасия Кротенко, директор по фандрайзингу Благотворительного фонда «Счастливый мир»
рассказывает, что в 2016 году в связи с кризисом фонд пересматривает приоритеты в фандрайзинге. Вместо крупного бизнеса ставка делается на частных жертвователей.
Благотворительный фонд «Счастливый мир» оказывает помощь детям с тяжелыми онкологическими, иммунологическими и гематологическими заболеваниями.
«Крупному бизнесу сейчас очень тяжело, и он не готов, к сожалению, жертвовать деньги в том объеме, в котором помогал раньше. Поэтому мы …будем делать упор на привлечение частных пожертвований и делать какие-то необычные, простые и интересные акции. Например, разные конкурсы с использованием социальных сетей».
Задача таких акций не только непосредственно в сборе средств, но и в «приучении» к благотворительности. «Чтобы у людей было понимание, как жертвовать, что жертвовать нужно, чтобы помогать в кризис тем, кому еще сложнее».
Фонд также планирует обращаться за помощью к государству – участвовать в грантовых конкурсах.
Елена Альшанская, президент Благотворительного фонда «Волонтеры в помощь детям-сиротам»
одним из антикризисных инструментов фандрайзинга также видит обращение к государству. «Одна из мыслей, куда нам двигаться – пытаться участвовать в конкурсах на получение субсидий. Не в грантовых, а именно в конкурсах субсидий, когда речь идет об услугах, которые оказывает НКО в качестве государственного заказа».
Благотворительный фонд «Волонтеры в помощь детям-сиротам» занимается профилактикой социального сиротства, помогает детям в больничных и сиротских учреждениях, содействует семейному устройству детей-сирот.
Альшанская при этом замечает, что для получения таких субсидий требования достаточно жесткие, которые «писаны не под НКО и не соответствуют возможностям НКО».
Анастасия Андреева, сотрудник отдела фандрайзинга общественной организации «Перспектива»
рассчитывает, что в 2016 году организация разовьет успех фандрайзинговых акций, впервые опробированных в 2015 году – сборов через краудфандинговую платформу, партнерства с компаниями в рамках акции «Благотворительность вместо сувениров».
Региональная общественная организация людей с инвалидностью «Перспектива» работает над изменением жизни людей с инвалидностью к лучшему, защищая их права и продвигая идеи инклюзии.
«В этом году мы хотим также попробовать сбор пожертвований через акции продаж некоторых товаров, часть средств от которых будет выделяться на благотворительность», — рассказала Андреева.
«Расскажем» — аудиопроект Агентства социальной информации: живые комментарии экспертов некоммерческого сектора на актуальные темы.
Фото: Вадим Кантор, Ольга Воробьева