Энтони Майерс, глава и старший советник по сбору средств Международного консалтингового бюро «Майерс и партнеры» (Myers & Associates), Калгари/Эдмонтон, Канада
был хэдлайнером конференции. По мнению Майерса, в сфере фандрайзинга Россия, как это уже произошло в хоккее, догонит Канаду, и сегодняшний финансовый кризис нужно рассматривать как возможность нового развития. «Кризис — это возможность больше сотрудничать, сфокусироваться, думать более ясно, работать более эффективно. Для российских некоммерческих организаций кризис представляет возможность посмотреть на новые источники поиска средств, более активно работать с партнерскими организациями».
Майерс советует во время кризиса больше общаться. Точками роста российского фандрайзинга эксперт считает работу с крупными донорами и так называемые «наследственные пожертвования».
Олег Шарипков, исполнительный директор Фонда «Гражданский Союз», Пенза
уверен, что в условиях кризиса, несмотря на сократившиеся доходы бизнеса, нельзя оставлять попыток привлечь от него пожертвования. Наоборот, работать нужно активнее, подчеркивает Шарипков. «Понятно, что и у бизнеса меньше денег стало, и у НКО меньше денег стало. Это означает лишь то, что если раньше можно было прийти к одному, двум, трем предпринимателям, теперь нужно прийти к пяти, десяти, тридцати двум, чтобы остаться хотя бы на том уровне развития, на котором мы были в 2014-м году».
Эксперт советует вовлекать предпринимателей в свою общественную деятельность, потому что на это есть запрос. «Не так, как раньше – дали денег и забыл. Теперь люди хотят сами принимать участие, сами колотить скворечники, сами куда-то ходить, помогать, на машине кого-то отвозить. И в этом находят драйв, какое-то новое свое предназначение, и этим надо заниматься. То есть делать из предпринимателей своих соратников, друзей», — подчеркнул Шарипков.
Борис Цирульников, исполнительный директор Благотворительного Фонд «Фонд Тольятти», Тольятти
поддерживает коллегу: «Самое главное, что к предпринимателю нужно относиться как к человеку, проживающему в этом сообществе. И ему нужно помогать создавать какие-то новые сообщества, развивать его».
Татьяна Задирако, один из основателей Ассоциации фандрайзеров России, Москва
говорит, что в условиях кризиса, несмотря на то что значительная часть компаний не сокращала свои отчисления на благотворительность, реальный объем благотворительных средств сократился из-за роста обменного курса валют и, как следствие, подорожания товаров и услуг.
Альтернативой стало развитие практики корпоративного волонтерства. «Тенденция эта началась в 2008-м году, когда наступил тот первый кризис, с которого все пошатнулось и попадали бюджеты», — считает эксперт.
«Самое успешное взаимодействие некоммерческих организаций с бизнесом осуществляется тогда, когда они занимаются вместе созданием некого пространства, которое называется сообщество», — уверена Татьяна Задирако.
Татьяна Акимова, исполнительный директор регионального благотворительного фонда «Самарская губерния»
говорит о важности обучения фандрайзингу гражданских активистов, проживающих в сельских территориях, малых городах, где некоммерческих организаций очень мало. Для них возможность привлечь средства часто кроется в достаточном уровне квалификации для написания грантовых заявок – как на конкурсы, проводимые местной властью, так и программы бизнеса в регионах присутствия.
Александра Бабкина, руководитель проекта Добро Mail.Ru
считает, что одной из актуальных задач для некоммерческого сообщества сегодня является выработка единого секторального подхода к этичному фандрайзингу.
«Сложность заключается в том, что те методы фандрайзинга, которые в крупных городах признаны неэтичными — например, сбор наличных на улице, когда мы можем с определенным допущением сказать, что, скорее всего, это недобросовестные сборщики – могут считаться правильными в представлении региональных фондов, потому что они так делают до сих пор. И мне кажется, сектор должен объединиться и выработать единые этические правила».
Елена Кузьмина и Валентина Островская, сотрудники благотворительного фонда «Солнце», Санкт-Петербург
убеждены, что вопросы этики в фандрайзинге крайне важны. Например, одна из установок фонда, занимающегося в том числе реабилитацией детей наркозависимых родителей, — сохранение «лица» ребенка и родителей, для которых собираются средства.
«Если мы покажем фото этого ребенка — несчастного, лежащего полуголым, со швами, с трубками торчащими и так далее, — это принесет больше денег. Но мы сохраняем лицо этого ребенка. Он ведь выздоровеет и через 10 лет будет красивым мальчиком или девочкой. Мы сохраняем лицо этой мамы, которая также не хотела бы, чтобы выворачивали наизнанку всю их судьбу. Мы показываем все-таки жизнерадостные фотографии. Мы понимаем, что мы меньше соберем таким образом денег, но это наш внутренний этикет».
Мария Черток, директор филиала Чаритиз Эйд Фаундейшн в России (CAF Россия), Москва
рассказывала на конференции о международной акции «Щедрый вторник», которая в странах, где она уже проводится, позволяет не только собирать большие пожертвования непосредственно в день проведения, но и увеличивать число постоянных жертвователей для НКО. Первый «Щедрый вторник» в России состоится 29 ноября 2016 года.
Андрей Иванов, руководитель благотворительного общественного объединения «Благодарим», Минск
сожалеет, что белорусское законодательство не позволяет так бурно развиваться фандрайзингу и в целом некоммерческому сектору, как это происходит в России. «У вас в тысячу раз больше общественных объединений, фондов различной направленности, больше методик, больше способов применения этих методик. И совершенно неожиданный результат, которого добиваются партнеры и коллеги. И всегда хочется это попробовать перенести на белорусскую почву и посмотреть, что из этого получится».
Яков Рогалин, директор благотворительного фонда «Доброта», Донецк
рассказал, что в июне 2014 года его фонд остался единственной благотворительной организацией, работающей на территории бывшей Донецкой области, но при этом абсолютно без средств.
«Встал вопрос, как жить. И я решил так, что нужно перейти от фандрайзинга к френдрайзингу. Я обратился к 1000 друзей. Более двухсот пожертвовали. Просто потому, что они меня знали и знали, что я не украду. А мне нужно было переждать хотя бы время какое-то, чтобы получить ресурс и хоть как-то разгрести ситуацию. Уже в сентябре мы имели достаточный ресурс, чтобы продолжить, и уже к концу 2014 года мы вышли на те же обороты, которые были в мирное время».
Анна Ладошкина, руководитель направления помощи НКО «Теплицы социальных технологий», Санкт-Петербург
подчеркивает важность следования за последними тенденциями развития онлайн-технологий для успешных коммуникаций. Прежде всего, по ее мнению, сегодня нужно быть готовым адаптировать свой контент к мобильным сервисам и выстраивать свои пиар- и фандрайзинговые стратегии с их учетом.
«Мы привыкли, что столько-то человек заходят к нам на сайт, столько-то лайкает фотку и так далее. И поэтому нам важно, чтобы они присутствовали там, где мы, на нашей территории. В мобильном интернете это все больше и больше не так. Важно, чтобы наш контент присутствовал там, где люди. Там, где они общаются – в их соцсетях, чтобы они им сами делились в своих мессенджерах, в чатах, везде, где они есть. Там уже нет наших сайтов, нет наших ссылок, но там должна быть информация о нас».
Фото: Центр РНО
«Расскажем» — аудиопроект Агентства социальной информации: живые комментарии экспертов некоммерческого сектора на актуальные темы.