Волонтерство — это, в первую очередь, свобода
Кенн Аллен, главный консультант IAVE – The International Association for Volunteer Effort
Волонтерство, наверное, всегда было глобальным движением. Фактически каждая страна в мире имеет какое-то наследие, историю того, что мы можем назвать волонтерским движением. Когда люди берут на себя ответственность за благополучие собственного общества, когда работают вместе и участвуют в самопомощи и взаимопомощи. Люди делают это добровольно, без ожидаемого финансового вознаграждения. Это и есть классическое проявление волонтерства.
Практически в каждой стране есть люди, которые готовы бороться за свои права и права других, люди, которые готовы выйти на улицы. Волонтерство касается, в первую очередь, свобод. Это состояние, когда люди могут свободно участвовать, в чем они хотят. Это не указание человеку, что ему делать, это его выбор. Поэтому я понимаю вашу озабоченность участием или вовлеченностью государственных органов в процессы волонтерства. Одна ситуация, когда власти поощряют, помогают строить какую-то инфраструктуру для развития волонтерства, и совсем другая, когда органы власти говорят, что хорошо, а что плохо.
Мне хотелось бы, чтобы мы видели развитие системы обмена знаниями, практиками, чтобы была система подготовки лидеров и менеджеров волонтерского движения, чтобы были средства на поддержку местных инициатив. Я действительно хотел бы, чтобы в волонтерстве были задействованы все заинтересованные стороны, чтобы открывались новые возможности для всех людей, которые хотят стать волонтерами.
Стандарты нужны, но государственному регулированию нужно подходить с осторожностью
Аманда Мукваши, представитель Программы добровольцев ООН
В нашем прошлогоднем отчете мы указали, что хотим, чтобы волонтерство включало всех. Для этой цели нам нужно иметь какой-то рамочный документ. Мы хотим видеть какие-то стандарты.
Достаточно большое количество государств реализовали специальные политики и даже законодательные акты для поощрения молодежи. Я знаю, что Кения разрабатывает в настоящий момент политику о волонтерском движении. Количество стран, которые на государственном уровне принимают отдельные законы, способствующие развитию волонтерского движения, растет. К этому нужно подходить осторожно.
Потому что, во-первых, это не должно сужать простор для развития гражданского общества, во-вторых, не стать инструментом контроля волонтерских акций. Этот диалог должен вестись на постоянной основе.
И нужно позволять волонтерам и волонтерству развиваться в соответствии с контекстом конкретной страны. Ведь у разных стран разные форматы. То, что работает в Китае, не обязательно будет работать в России. Я приехала сюда из Замбии. Россия такая большая страна, что голова может закружиться.
Слова о волонтерах в послании президента — не дежурная фраза
Валерий Федоров, генеральный директор Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ)
В 2014 году мы провели исследование относительно участия россиян в возрасте 18 лет и старше в разнообразных общественных активностях. Всего 5 % россиян сказали, что уже имеют личный опыт участия в волонтерском движении. Скорее всего, эта цифра несколько завышена. Обычно люди завышают значение своего участия в том, что считают полезным, правильным, нормальным, и наоборот занижают, когда считают не полезным, не правильным. В корпоративном волонтерстве — те же самые 5%, что и в среднем по выборке. Первое впечатление, что корпоративное волонтерство как форма волонтерства по степени вовлечения наших граждан пока не сильно выигрывает.
Чем моложе респондент, тем выше вероятность того, что он уже вовлечен в те или иные практики и формы волонтерского движения. Самая молодая группа, которую мы опрашивали (18-24 года), показала результат 8%. Самые неохваченные группы — предпенсионный возраст (45-59 лет), там только 3%.
Это не проблема, а возможность, которую следует использовать, потому что все-таки это люди опытные, зрелые, авторитетные во многих случаях. Соответственно, если бы их удалось вовлечь в волонтерское движение, возможно, был бы определен и мультипликативный эффект.
А теперь об имидже волонтерства в России. Мы в конце 2015 года по своей инициативе проводили опрос, какой тематический год объявлять в России. В качестве возможных вариантов для 2016 года рассматривался и год волонтерства. К сожалению, только 5% опрошенных россиян высказались в его поддержку. Это значит, что есть еще большие возможности по улучшению имиджа волонтерства, в том числе корпоративного волонтерства в России.
В ежегодное послание президента слова о волонтерах попали совершенно не случайно. Это не дежурная фраза, это действительно одна из приоритетных линий, за которыми стоят определенные расчеты, намерения, планы. То есть это какой-то сигнал обществу, причем он был дан на самом высоком уровне. Посмотрим, будет ли этот сигнал повторен, усилен.
Мы спросили людей, что они услышали в послании. Про волонтерство никто не услышал. Я бы подумал о том, как поработать над имиджем волонтерства в целом, чтобы реакция на слово «волонтер» была исходно позитивной, а не нейтральной или вообще отсутствие всякой реакции. Вот здесь, мне кажется, предстоит сделать еще многое.
Нам не хватает народной дипломатии
Арина Шарапова, заместитель председателя Общественной палаты города Москвы, телеведущая
Так как я в Общественной палате занимаюсь социалкой, я вижу устремления людей все больше и больше принимать участие в больших социальных акциях. Я считаю, что это сигнал того, что люди хотят быть нужными. Это считывается как новый тренд.
На мой взгляд, волонтерство не может быть хаотичным. Если власть может помочь людям организовать процесс не только снизу, но еще и сверху, то это не плохо. Я согласна с коллегами из США, что, наверное, волонтерство все же не стоит ограничивать очень сильно. Я полагаю, что волонтерское движение – это устремление демократического толка, которое дает возможность к развитию.
Москва прогрессивно смотрит на развитие как волонтерства, так и НКО. Меня это искренне радует и воодушевляет. Одна из самых насущных проблем, которую трудно решить, – информационно-разъяснительная работа (популяризация волонтерства, участие в жизни НКО, помощь ближнему, правильное отношение ко всему этому). Это не что иное как народная дипломатия. Совершенно точно нам не хватает такой работы.
Еще лет пять назад мы даже подумать не могли, чтобы сообща решить, как работать с волонтерами. А теперь у меня есть маленькая надежда, что мы успеваем увидеть все это при жизни.
Помогать развиваться сектору, а не отдельным проектам
Светлана Ивченко, директор департамента социальной политики компании «Норникель»
Я считаю, что корпоративное волонтерство — это очень важная программа, которая дает поле для того чтобы показать, какое правильное поведение приветствуется в компании. Чтобы программы волонтерства развивались, важно учитывать очень разные интересы. С одной стороны, интересы бизнеса и акционеров, которые выступают за повышение производительности труда и прибыли. С другой стороны, интересы людей, которые хотят полезно и созидательно провести свое время. С третьей — интересы сообществ, в которые они выходят. Еще одна сторона — интересы властей, которые имеют свое видение на взаимодействие с компанией и развитие.
Когда нам удается совместить все эти четыре стороны, найти общий стержень, общую точку интересов, получается очень устойчивая, продуктивная программа. Стержень, который все объединяет, — это наши ценности. Нам важно, чтобы произошло объединение сотрудников компании вокруг корпоративных ценностей.
Для плана развития волонтерства нужно, чтобы с государственного уровня повестка спустилась на уровень муниципалитета. И местные власти вступали в партнерство с общественными организациями, бизнесом по реализации проектов.
Недавно мы провели благотворительный спектакль, в котором актерами стали сотрудники нашей компании и сотрудники администрации. Это пример личного участия. Мы собрали около 600 тыс. рублей на помощь и лечение детей. Когда сотрудники администрации сами в этом участвуют, они по-другому смотрят на то, каким образом поддерживать организации.
Второй момент – финансирование. На мой взгляд, важно вести грамотную политику в области благотворительности на законодательном уровне, чтобы организации могли жить и работать, развивать разные направления деятельности, включая предпринимательство. Что часто бывает, когда идет поддержка волонтерства? В рамках грантовых программ идут средства на ресурсы для реализации проектов, но не идут средства на оплату труда. А в некоммерческом секторе, я считаю, труд должен быть вознагражден. Тогда сотрудники НКО смогут придумывать совершенно разные ресурсные центры, школы НКО, систему сбора и координации информации. Я бы рекомендовала на это обратить большее внимание, чем на поддержку отдельно взятого волонтерства.
Государство должно вдохновлять, помогать и обучать
Рустам Закиев, председатель Национального совета по корпоративному волонтерству, директор департамента коммуникационных и социальных проектов ОК РУСАЛ
У нас пока не создана инфраструктура волонтерства. Если говорить о вкладе государства в развитие волонтерства, то это может быть создание инфраструктуры, которая позволяла бы любому гражданину принять участие в какой-то волонтерской активности. Наш национальный совет как раз пытается эту задачу решить.
Волонтеры — это люди, которые знают, что можно все решить, опираясь только на собственные силы. А компании в любом случае являются проводниками каких-то передовых практик, в том числе социальных, которые они привносят в регионы. Если будет инфраструктура, то тогда будет формироваться и партнерство.
Я не думаю, что в волонтерстве должны быть правила, ограничения. Инфраструктура обучения, вовлечения людей сама сформирует стандарты волонтерской деятельности этого сообщества. Я считаю, что слова президента сподвигнут многие региональные власти к тому, чтобы в субъектах начали появляться собственные программы развития волонтерства. И наша задача просто принять участие в разработке этих программ, потому что у нас есть опыт, компетенция, навык.
Помимо того что мы являемся сотрудниками компании, мы являемся еще активными гражданами страны. Очень важно формировать таких лидеров изменений, которые будут вести за собой. И государство тоже может в этом помочь, продвигая лучшие практики. Государство должно вдохновлять, помогать и обучать. А дальше, я думаю, та сеть, то сообщество, организации, которые работают и развивают волонтерство, смогут воспользоваться всеми этими возможностями, увеличить количество людей, которые участвуют в волонтерском движении.
Фото предоставлено Ассоциацией менеджеров