Экспертам предстояло выявить наиболее успешные программы, помогающие социализации, реабилитации, творческому самовыражению, а также профориентации детей с инвалидностью, прежде всего с особенностями ментального развития. Максимальная сумма гранта — 200 тыс. рублей. Финансирует все проекты «Инклюзивного музея», в том числе грантовый конкурс, Благотворительный фонд Сбербанка «Вклад в будущее».
«Победителями грантового конкурса стали музеи, представившие лучшие практики в области создания и развития инклюзивной среды. Нам важно было выбрать тех победителей, которые предлагают современный подход к развитию условий доступности услуг и общественных музейных пространств и эффективные методики социализации и развития детей музейными средствами», — прокомментировала Марина Михайлова, программный директор фонда «Вклад в будущее».
Конкурс включал две номинации. В номинации «Инклюзивное развитие» (для музеев, имеющих опыт проведения инклюзивных мероприятий и желающих развивать свои программы) победителем стал Государственный историко-архитектурный, художественный и ландшафтный музей-заповедник «Царицыно» (Москва) с музейно-образовательной программой «Фарфоровая история». А в номинации «Инклюзивный старт» (для музеев, которые впервые планируют реализацию подобных программ на систематической основе) — Музейно-образовательный центр «Школа-Музей-Культура» (Новокуйбышевск) за проект «Живые картины».
Жюри составило список конкурсных программ, которые также заслуживают внимания. В него вошли: Государственный Дарвиновский музей, Череповецкое музейное объединение, Институт русского реалистического искусства и др. Полный перечень отмеченных жюри организаций опубликован на сайте проекта «Инклюзивный музей».
Организаторы готовы предоставить им рекомендации, которые могут помочь в поиске партнеров, взаимодействии с органами власти и профильными ведомствами — как доказательство серьезной и обдуманной работы в области музейной инклюзии.
Всероссийская акция
В преддверии грантового конкурса (2 декабря) прошла масштабная акция «Музей для всех! День инклюзии». Ее основная цель — предоставить возможность равноправного участия всех людей в культурной жизни страны. Акция объединила музеи России, заинтересованные в создании инклюзивной среды, и показала, как важно не допускать возникновения барьеров между людьми.
Специалисты готовились несколько месяцев к акции «Музей для всех! День инклюзии», чтобы представить на суд зрителей экскурсионные программы. Это были и специально подготовленные к акции новые программы, и традиционные мероприятия, включающие экскурсии, мастер-классы, квесты, встречи с художниками, просмотры кинофильмов и концерты. Эксперты думали над тем, как привлечь посетителей, не зависимо от их особенностей.
Участниками всероссийской акции «Музей для всех! День инклюзии» стали более 250 музеев. Акция проходила в 65 регионах РФ, в 150 городах и населенных пунктах. По данным предварительного опроса, проведенного организаторами, в этот день музеи посетили более 11500 человек, среди них были люди с инвалидностью и их семьи.
Акция — часть проекта «Инклюзивный музей», который реализует Российский комитет Международного совета музеев (ИКОМ России) в сотрудничестве с социальным проектом «Колесо Обозрения» и при поддержке Благотворительного фонда Сбербанка «Вклад в будущее».
«Еще год назад проект «Инклюзивный музей» был только идеей, а при обсуждении акции «Музей для всех! День инклюзии» мы спорили о том, сможем ли привлечь 50 музеев для участия в ней. В это сложно поверить сегодня, когда мы видим результат первого года работы и количество музеев, поддержавших акцию», — рассказала Наталия Черкасова, основатель «Колеса обозрения».
Посетителей с особенностями ментального и физического развития приняли музеи от Москвы до Владивостока: художественные, краеведческие, исторические, этнографические и народных промыслов. Среди них — всемирно известные: Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Мультимедиа Арт Музей, Музей русского импрессионизма, Государственный Дарвиновский музей, Государственный музей-заповедник «Царицыно», Государственный музей-заповедник «Царское село». Посетителям предлагали увлекательные экскурсии и благотворительные концерты, театрализованные представления, конкурсы и акции, такие как «Зоопарк на ощупь» и «Музейное лото». На мастер-классах желающие могли поучиться гончарному делу, живописи пастелью, работе с кинетическим песком и созданию собственных художественных композиций в технике коллаж.
«У Всероссийской акции «Музей для всех! День инклюзии» были две основные задачи: привлечь внимание людей с инвалидностью и широкой общественности к инклюзивным музейным программам, а также – стимулировать музеи к развитию этого направления. Мы знаем примеры музеев-участников, которые впервые в ходе акции применили на практике теоретические знания, полученные в рамках нашего проекта, и смогли преодолеть существовавшие страхи относительно работы с людьми с особенностями развития», — говорит Афанасий Гнедовский, исполнительный директор ИКОМ России.
«Поддержка нашим фондом проекта «Инклюзивный музей» позволила дать старт важной и, как показывают итоги акции, востребованной теме – развитию инклюзивной среды в музеях. Дети с особенностями ментального развития, благодаря созданию условий для творческих занятий в музеях и подготовке сотрудников, имеют возможность посещать музеи и участвовать в общественной жизни уже сегодня, — отметила Марина Михайлова. — Важно сделать общественные пространства доступными для людей с особенностями развития и ограниченными возможностями здоровья, содействовать формированию культуры принятия в обществе таких людей. Ведь создавая условия для них сейчас, мы создаем в будущем общество равных возможностей для всех».
Музей для всех
В Институте русского реалистического искусства (ИРРИ) в день акции экскурсию провели выпускники инклюзивного курса «Следствие ведут искусствоведы». Подростки с особенностями развития рассказали о произведениях из основной экспозиции ИРРИ.
«Это первый раз, когда экскурсии в ИРРИ проводили дети с особенностями развития. Нашими юными гидами стали Андрей Деникаев (16 лет), Павел Постников (17 лет) и Степан Калюта (8 лет), которые на протяжении года ходили на занятия к нам в музей. Мы очень довольны тем, как ребята на своих экскурсиях смогли рассказать слушателям о картинах, которые мы вместе изучали», — отметила Ксения Карпова, ведущий специалист по выставочной, научной и просветительской работе.
Начинающие гиды – подопечные социального проекта «Колесо Обозрения» – заранее выбрали для себя темы выступлений. Подготовка ко Дню инклюзии велась очень тщательно: помимо изучения материала непосредственно в музее и тренировок с профессиональными гидами, ребята получали задания на дом. По словам Ксении Карповой, родители довольно требовательно отнеслись к выступлениям детей, возможно, потому что они лучше знают, на что способен их ребенок.
«Наша основная экспозиция располагается на трех этажах. Здесь представлено около 400 произведений. Очевидно, что одному ребенку не справиться с таким объемом материала, поэтому каждый из участников выбрал те работы, о которых ему было бы интересно рассказать. Андрей, например, вел экскурсию по второму этажу, где экспонируется искусство середины-второй половины XX века. Он объяснил свой выбор тем, что именно в этот период происходило много значимых для нашей страны исторических событий. Ключевым из них стала Великая Отечественная война, о которой он и захотел подробнее рассказать», — поделилась впечатлениями Ксения Карпова. Для своего выступления Андрей выбрал зал братьев Алексея и Сергея Ткачевых, рассказал о войне и о творчестве этих художников.
Павел Постников на экскурсии говорил о творчестве художников Владимирской школы живописи. По его словам, это — наиболее яркие произведения в экспозиции. «Паша рассказал нам, что раньше ходил в художественную школу, и ему нравится, как эти мастера работают с цветом. И еще в их картинах его привлекло то, что написаны они в несколько лубочной традиции, которая ему понятна и близка», — отметил сотрудник музея.
Самый маленький из участников — Степан Калюта — говорил о музее и истории его здания, а также раскрыл секреты работы музейных сотрудников. Он объяснил, как нужно правильно хранить экспонаты, а также рассказал о том, что можно узнать о картине, если подсветить ее ультрафиолетовой лампой. «Выступление Степы было очень трогательным и интересным. Он готов был без какого-либо стеснения делиться своими знаниями. Например, про натюрморт с ананасом Юрия Пименова он говорил: «Я видел эту работу в ультрафиолетовом излучении, на ней очень мало темных пятен, а это значит, что здесь почти нет никаких доработок и следов реставрации», — рассказывает ведущий специалист по выставочной, научной и просветительской работе ИРРИ.
После этой экскурсии родители начинающих гидов пообещали прийти в следующий раз в музей вместе с классом, чтобы показать, чем занимается их ребенок в свободное от школы время.
«Мы надеемся, что эта экскурсия вдохновит всех детей и родителей на участие в подобных программах. Мы обязательно продолжим развивать инклюзивное направление в ИРРИ и рассчитываем, что уже в скором времени сможем подобные экскурсии проводить на регулярной основе. Ведь во время акции мы увидели, насколько слушатели заинтересованы в таких гидах», — считает Карпова.
Зоотерапия как способ социализации
В Московском зоопарке уже несколько лет существуют специально разработанные экскурсионные программы для особенных детей. Но 2 декабря организаторы решили одновременно пригласить детей с разными категориями инвалидности и объединить в одну экскурсию ключевые и самые интересные моменты нескольких программ.
«Это общее занятие было в новинку и для нас. Ведь обычно приходят ранее сформированные группы, а на эту экскурсию можно было попасть детям с родителями, и просто взрослым людям по предварительной записи, и никаких возрастных ограничений у нас не было», — рассказала заведующий сектором гуманитарных проектов отдела творческих программ Московского зоопарка Татьяна Воронина.
Среди посетителей в этот день были слабовидящие, люди с ментальной инвалидностью и с другими особенностями развития. Сначала всех присутствующих знакомили с разными представителями животного мира: от самых маленьких до самых больших, занимались с тактильными экспонатами.
«Для незрячих детишек очень важно тактильное восприятие информации. Для этого у нас есть специальная группа животных, которых мы привлекаем к подобным занятиям. Это некий элемент зоотерапии, животные дают ребятам спокойно себя потрогать. Еж, черепаха, змея, кролики, морские свинки, курица. Животные из разных групп, важно, чтобы были разные фактуры — гладкие, жесткие, мягкие и скользские. Иногда на подобные занятия мы приводим в класс и крупных животных — лошадь, овцу, козу. Их можно точно также пощупать и посмотреть на них», — говорит Воронина.
Кроме того, для всех присутствующих провели адаптированную экскурсию по территории зоопарка. Общие интересы и атмосфера доброжелательности непосредственно отражается на самочувствии детей, их восприятии мира, — считает сотрудник Московского зоопарка.
«Основная цель проведения таких мероприятий — социализация детей. Потому что очень часто они оказываются запертыми в четырех стенах. А здесь они выходят в мир, встречаются со своими сверстниками. Это масса положительных эмоций и масса интересной информации. Есть дети, которые ходят к нам регулярно, участвуют в занятиях с элементами зоотерапии. И мы видим, что с течением времени наши малыши становятся другими, заметно преображаются, их психическое состояние значительно улучшается. У нас есть примеры, когда дети после двух-трех лет занятий начинали говорить», — рассказывает сотрудник зоопарка.
Экскурсия в «темноте»
Государственный музей – культурный центр «Интеграция» имени Н.А. Островского» (бывший музей «Преодоление» имени Н.А. Островского) решил продемонстрировать во время акции «Музей для всех! День инклюзии» уже отработанную годами программу для слепых и слабовидящих людей. На подобную экскурсию, по словам Натальи Погосян, заместителя директора ГМКЦ «Интеграция» имени Н.А. Островского, может попасть любой желающий по предварительной записи.
«Познакомиться с экспозицией можно в любой день, если хотите посетить экскурсию, то предварительно нужно записаться по телефону. У нас экспликации (пояснения к архитектурному проекту, эскизу помещения), выполненные шрифтом Брайля, есть тактильные изображения и есть музейные предметы, которые можно тоже осматривать тактильно. Экскурсовод, соответственно, ведет адаптированную экскурсию. Один зал экспозиций посвящен истории дома: можно изучить тактильные изображения особняка Зинаиды Волконской на Тверской. Другой зал раскрывает тему «преодоления» – рассказ о людях трудной судьбы и зал, посвященный Николаю Островскому – автору романа «Как закалялась сталь». Незрячие посетители во время экскурсии заходят в мемориальную квартиру писателя, экскурсовод продолжает свой рассказ, а в это время желающие могут изучить тактильно некоторые предметы мебели. Важно отметить, что все это подлинное», — подчеркнула Наталья Погосян.
Чтобы людям без инвалидности осознать, как информация воспринимается незрячими, в культурном центре организованы специальные экскурсии с «завязанными глазами». И есть те, кто хочет попробовать, как чувствуют себя люди, лишенные зрения. На таких экскурсиях вся информация будет восприниматься через слух и осязание. А в завершении каждый может написать свой отзыв об экскурсии с использованием «транспаранта», с помощью которого писал книгу незрячий Н.А. Островский.
Итоги
По прошествии акции проект «Инклюзивный музей» подводит итоги, насколько полезно стало это объединение культурных учреждений не только для посетителей, но и для самих сотрудников. Показательно, что из всех городов-участников пришли письма со словами благодарности.
«Очень важно то, что «Инклюзивный музей» получил такой отклик у профессиональной аудитории — сотрудников музеев. Также значимо, что люди с инвалидностью узнали о новых возможностях, которые помогут сделать их жизнь лучше, но мы стремимся еще и к изменениям в обществе и верим в то, что поможем становлению инклюзии не только в музеях», — говорит Наталия Черкасова.
«Если говорить о результатах, то для нас важны не столько цифры, сколько та обратная связь, которую мы получили как от сотрудников музеев, так и от посетителей. Более 80% музеев-участников высказалось за то, чтобы сделать акцию ежегодной, а многие посетители писали о желании вновь прийти в музей, который в котором они побывали 2 декабря. Кроме того, значимо, что в акции приняли участие музеи из различных регионов России, как из крупных, так и небольших городов – такой охват вселяет надежду на позитивные изменения в области доступности и инклюзии. Конечно, перед нами еще очень большой и сложный путь, но дорогу осилит идущий», — подчеркнул Афанасий Гнедовский.