Хендбайкеры на Московском марафоне: начало
23 сентября в Москве в шестой раз пройдет самый массовый забег России — Абсолют Московский марафон. Соревнования пройдут на двух дистанциях: классической (42,2 км) и 10 км. Обе трассы сертифицированы Ассоциацией международных марафонов и пробегов. Центр города перекроют специально для бегунов, зоны старта и финиша будут располагаться рядом со стадионом «Лужники». За 15 минут до основного старта на трассах марафона начнутся соревнования спортсменов на хендбайках и спортивных колясках.
«Абсолют Московский марафон — единственный марафон в России, на котором проводится заезд на спортивных колясках и хендбайках. Первый заезд на хендбайках мы организовали в 2014 году на музыкальном полумарафоне, а в марафоне спортсмены на хендбайках участвуют с 2015 года. С тех пор мы проводим по два заезда в год. В прошлом году мы ввели дополнительную категорию для спортсменов на спортивных колясках, они соревнуются в отдельном зачете», — рассказал Агентству социальной информации директор Московского марафона Дмитрий Тарасов.
По словам Тарасова, одна из миссий события — объединять людей с разными возможностями, поэтому в марафоне принимают участие спортсмены с инвалидностью и без.
«Мы верим, что этот заезд — важное событие для всех. Спортсмены вдохновляют нас не останавливаться, несмотря на трудности», — поделился Дмитрий.
Безопасная история
Чемпионка России по паравелоспорту Алеся Гусарова будет участвовать в Московском марафоне в третий раз. Хендбайк появился в ее жизни чуть больше двух лет назад. За это время в профессиональной жизни Гусаровой были травмы, победы, выбор дальнейшего пути и личные рекорды: однажды на тренировке в Сочи Алеся преодолела на велосипеде 109 км за четыре с половиной часа.
«На первом своем полумарафоне, на подготовку к которому у меня было три недели, я влетела в бордюр: у велобайка отказали тормоза. Я получила страшное рассечение, но это не помешало мне финишировать, истекая кровью, и занять второе место. Это травмоопасный спорт: происходят падения, заносы. Но ничего, все зажило, я гоняю дальше», — рассказала АСИ Гусарова.
По словам Алеси, безопасность спортсмена во многом зависит от технического состояния велосипеда. У нее карбоновый велобайк с электрическим переключением передач, требующим тонкой настройки.
«Велоспорт – это не столько приложение силы, но умение выбрать нужную передачу. Электрическое переключение – это прекрасно, но его очень сложно настроить, к тому же настройки имеют свойство сбиваться. Очень важно перед стартом все проверить, чтобы по дороге ничего не отвалилось, и ты никуда не влетел и не разбился. Мне в этом помогают тренеры, но и личный контроль необходим: это ведь твоя персональная безопасность», — поделилась Алеся.
Чтобы снизить риски и сделать движение на трассах безопасным для всех, организаторы Московского марафона разводят старты и делают так, чтобы атлеты не помешали друг другу на финише. Одной из главных сложностей марафона Тарасов называет комфортное разделение потоков.
«Мы выстраиваем финишную зону с учетом того, что у нас есть спортсмены на хендбайках и спортивных колясках, а не только бегуны. Хендбайкеры и спортсмены на колясках едут очень быстро: лидер на хендбайке проезжает 42,2 км вдвое быстрее, чем лидер забега на той же дистанции. Нужно продумать схему заезда на трассу и в стартовый городок в условиях перекрытий. Заезд, конечно, усложняет работу спортивной команды, и добавляет ответственности», — поделился Дмитрий.
«У каждого должно быть увлечение»
Во время соревнований хендбайкер лежит практически на земле — расстояние между ним и асфальтом составляет всего несколько сантиметров — и при этом мчится на высокой скорости. Алеся Гусарова рассказывает, что это привлекает ее в велоспорте в первую очередь.
«Мой рекорд – 82 км в час. Представляете эту скорость, когда между вами и асфальтом всего 10 см? Это такой адреналин», — поделилась Гусарова с АСИ.
По словам спортсменки, во время заезда ей не страшно. Осознание приходит гораздо позже, спустя недели и даже месяцы. Несмотря на рискованность велоспорта, члены семьи поддерживают Алесю в ее увлечении, потому что видят, как для нее это важно.
«У каждого должно быть свое увлечение. Мой супруг любит рыбалку, он возвращается оттуда с горящими глазами. Как я могу ему сказать: «Все, завязывай, хватит получать удовольствие, сиди и грусти», — считает Гусарова.
Раньше Алеся занималась велоспортом профессионально, много времени проводила на сборах и видела детей по пять-шесть месяцев в году.
«Тогда они были еще маленькие, а потом стали задавать вопросы: «А где наша мама? Она у нас вообще есть?». Мой тренер сказал: если ты занимаешься профессионально, придется забыть про детей года на четыре. У меня были хорошие результаты и большие перспективы, но я не смогла отказаться от детей, поэтому сейчас велоспорт у меня на любительском уровне. Это был момент выбора, и я выбрала детей», — поделилась Алеся.
Зачем хендбайкерам марафон
В первом Московском марафоне, который прошел в 2013 году, приняли участие 4 778 человек. В этот раз организаторы ожидают еще больше участников. Многих спортсменов привлекает именно атмосфера, которая рождается благодаря тысячам человек, объединенных одной идеей, — преодолеть дистанцию, проверить свои силы и стать немного лучше.
«Марафон дает мне чувство единения с другими людьми. Когда я потом встречаю в городе людей в футболке с логотипом марафона, мне становится очень приятно осознавать: мы с тобой одной крови. Мы прошли одну и ту же дистанцию, мы сделали это! Мне нравится быть одной из них», — делится Алеся.
Дмитрий Тарасов вспоминает слова Андрея Ширяева, чемпиона России по хендбайку и участника Московского марафона. Спортсмен считает, что для хендбайкера участие в марафоне — это не просто заезд по перекрытой Москве.
«Это радость от общения с единомышленниками, шанс проверить свои силы и возможность почувствовать в себе потенциал паравелоспортсмена. Это момент азарта и борьбы, который пробуждает дух соперничества, жажду жизни», — уверен Андрей.
Хендбайкеров на марафоне могло быть и больше, но, по словам Гусаровой, из-за дороговизны велосипедов это движение в России не очень развивается.
«Хендбайк – недешевое удовольствие. Есть аппараты российского производства за 120 тысяч, это считается бюджетным. А на Чемпионате мира я сталкивалась с карбоновыми велосипедами, которые стоят полтора миллиона. К сожалению, государство не готово закупать их и тем самым позволять людям развивать движение», — рассказала Алеся.
Андрей Ширяев обращает внимание на то, что количество соревнований по паравелоспорту на территории России можно пересчитать по пальцам одной руки.
«Абсолют Московский марафон — это важная инвестиция в популяризацию и развитие паралимпийского спорта в России», — считает спортсмен.
Подписывайтесь на канал АСИ в «Яндекс.Дзен»