Конкурс добровольных публичных годовых отчетов «Точка отсчета» в 2017 году вышел на новый уровень. Как удалось достичь таких результатов?
Проект в этом году включает в себя не только конкурс. Дополнительно мы создали Школу информационной открытости и эффективных коммуникаций НКО и проверили серию образовательных вебинаров, посвященных вопросам информационной открытости НКО, подготовке отчетов и дальнейшему их использованию. Реализовали медиапроект совместно с Агентством социальной информации – публикацию серию авторских материалов о добровольной публичной отчетности НКО. Провели множество индивидуальных консультаций с организациями, подавшими анкеты на конкурс. На основе анкет сделали исследование, и в ближайшее время будет опубликован сборник «Точка отсчета-2018. Лучшие практики добровольной публичной отчетности НКО». Ну и сам конкурс – он прошел в девятый раз (первый состоялся в 2004 году). Тогда в нем приняли участие 15 организаций, в этом году – 252.
Расскажите подробнее об отчетах, которые присылают на конкурс.
В этом году в первую очередь мы рассматриваем отчеты как инструмент коммуникации. У каждой организации обычно есть основная целевая группа, на которую отчет ориентирован. Для участников проекта это, в первую очередь, актуальные и потенциальные доноры, грантодатели, спонсоры, на втором месте – благополучатели, на третьем – широкая публика, жители страны, общественность и жители территории, на которой осуществляется деятельность организации. Члены жюри постарались оценить отчеты с позиции конкретных адресатов, то есть посмотреть на документ глазами именно тех, для кого делался отчет.
В России традиционно большинство НКО выпускают отчеты в виде «книжки» (в печатном или электронном виде), хотя появляются и другие форматы, например, видеоролики. Западные коллеги все чаще экспериментируют, делают отчеты в виде открытки, инсталляции, квеста. Ведь если основной получатель отчета, к примеру, волонтер-миллениал, не стоит ожидать, что он прочтет объемный буклет. А вот что посмотрит ролик – на это можно рассчитывать.
А есть какие-то минимальные требования к отчетам?
К участию в конкурсе принимались только отчеты, соответствующие «Базовому стандарту», то есть содержащие название и контакты организации, информацию о руководящих органах и структуре управления, команде, описание миссии, финансовую информацию, сведения о деятельности организации и, конечно, о ее результатах.
Но даже если в отчете не хватало тех или иных сведений, мы проводили с их авторами индивидуальную работу. Многие организации что-то исправляли, дописывали, и мы принимали их отчеты на конкурс.
На основании оценки жюри каждый отчет попадает в одну из четырех категорий: «Золотой», «Серебряный», «Бронзовый» стандарты и «Базовый уровень» (отчет, соответствующий минимальным требованиям).
Какие еще частые ошибки встречаются в финансовых отчетах?
Прежде всего, многие организации почему-то не говорят о своей команде. Но ведь люди – это лицо организации: их личные истории могут многое рассказать и расположить к себе. Можно просто разместить фотографии и имена ключевых сотрудников, можно добавить пару слов о том, кто каким направлением занимается. И, конечно, хорошим тоном будет поблагодарить волонтеров.
Довольно часто участники ничего не пишут о своем организационном развитии. Как изменилась работа, каким приоритетам был посвящен прошедший год? Если структура, миссия и стратегия остались неизменными – возможно, у организации появились новые задачи. Это здоровая и интересная динамика.
Нередко НКО пренебрегают финансовой информацией. Для базового уровня, конечно, достаточно двух цифр – сколько привлекли и сколько потратили. Но в особенности фандрайзинговым организациям можно посоветовать подробнее показать структуру доходов и статьи расходов. И объяснить не очевидные вещи, например, большой остаток средств на конец года. При этом достаточно просто и понятно выглядят диаграммы.
Далее — верстка отчетов. Как показала практика, сверстанные развороты неудобны для чтения с экрана. Постраничная верстка воспринимается лучше: ничего не нужно двигать или увеличивать, поэтому если организация зашла так далеко и серьезно, что сделала дизайнерскую верстку, лучше разделить ее на страницы.
Часто, когда мы делаем много, у нас возникает желание и рассказать много и обо всем. Наши эксперты говорят, что идеальный размер отчета находится где-то в промежутке между 20 и 50 страницами. Но, конечно, этот показатель очень индивидуален, и отчет может быть миниатюрным, тем не менее, содержать весь базовый набор информации.
И, наконец, размещение отчета. Нередко его приходится долго искать на сайте организации, и это не очень хорошо. Документ должен быть если не на главной странице, то в специальном разделе, например, «Отчетность», или на него может вести баннер с главной. Это результат работы, предмет гордости — пусть он будет виден!
Много ли организаций получили «Золотой стандарт», и есть ли для участников специальные призы кроме основной конкурсной программы?
По сравнению с прошлым годом у нас увеличилось количество завоевавших «золото». В прошлом году их было девять, в этом — 34. Нам кажется, это хороший показатель, который говорит о том, что мастерство организаций в подготовке отчетов неуклонно растет. Кстати, 102 организации участвовали в конкурсе впервые и 13 из них сразу же были удостоены «золота».
Кроме стандартов, наши партнеры объявили девять номинаций, в которых награды получили 24 НКО. Отдельно хочется отметить номинацию Министерства экономического развития РФ, которое выделяло лучшие региональные организации с бюджетом менее 1 млн рублей. Нередко руководители организаций рассказывают: «Мы маленькие, находимся в деревне, как мы можем участвовать вашем конкурсе? У вас же все такие большие…» Наш конкурс не про организации, не про проекты, не про деньги. Наш конкурс про отчеты. Организация может быть крошечной и с маленьким бюджетом. Но если она покажет, как ей удалось за небольшую сумму сделать что-то важное и полезное, она станет победителем. А призы за участие в нашем конкурсе – это не только комментарии экспертов по доработке каждого отчета, PR и сертификаты за полученные стандарты. Агентство социальной информации размещает баннер победителя собственной номинации на своем сайте, D-Group.Social организует для победителей стратегические сессии, а Ассоциация «Все вместе» подарила сертификат на проведение Дня фонда в благотворительном магазине «Лавка радостей».
Расскажите о планах развития проекта.
В следующем году мы будем проводить юбилейный конкурс, поэтому очень надеемся, что нам удастся привлечь оставшиеся регионы, запустить новые обучающие модули и, возможно, внести некоторые изменения в формат самого проекта. Мы считаем все 252 организации, принявшие участие в нашем конкурсе, победителями и уверены в том, что их станет еще больше.
Проект «Точка отсчета» получил грант Президента РФ по направлению «Развитие институтов гражданского общества». Спецпроект «Победители» Агентства социальной информации рассказывает о некоммерческих организациях, которые стали победителями конкурса Фонда президентских грантов. Герои публикации выбираются на усмотрение редакции. Мы рассказываем самые интересные истории из разных регионов России от организаций, работающих в различных направлениях социальной сферы.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.