Ее организовал фонд «ДоброСвет», чтобы помочь детям и подросткам справиться с психологическими трудностями, которые появились за время длительной болезни, и вернуться к нормальной жизни: научиться общаться со сверстниками и педагогами, получить ощущение контроля над собственной жизнью и научиться быть самостоятельными. Как именно театральное искусство помогает детям в реабилитации — в материале Агентства социальной информации.
Как болезнь влияет на ребенка
«Мише два с половиной года нельзя было общаться ни с кем, поэтому первое время после болезни, когда к нему подходили знакомиться во дворе, он просто убегал», — делится воспоминаниями Надежда Рязанцева, мама восьмилетнего Миши Рязанцева, который занимается в театральной студии год.
Дети, болеющие онкологическими и гематологическими заболеваниями, вынуждены много времени проводить в больнице: обычно около года, но бывает и дольше. За это время они отвыкают от общения со сверстниками, прогулок с друзьями, школы и детского сада. Ситуация осложняется еще и тем, что после химиотерапии ослаблен иммунитет, поэтому они не могут сразу вернуться в школу и какое-то время находятся на домашнем обучении. То есть, дети меняют больничные стены на домашние, что накладывает свой отпечаток: они становятся замкнутыми и необщительными, им тяжело выстраивать коммуникацию с окружающими.
У многих детей после болезни появляются комплексы, связанные с внешностью: короткие волосы, полнота или излишняя худоба, потеря конечностей. Особенно остро это переживают подростки, чья самооценка падает, и они перестают чувствовать свою привлекательность. Из-за этого им становится сложно общаться с друзьями, они теряют с ними контакт, а заводить новые знакомства еще не готовы.
В театральной студии у ребят общая тема, они понимают друг друга, поэтому можно не стесняться.
Как все начиналось
Разные реабилитационные группы для детей и подростков работали в фонде «ДоброСвет» еще до проекта «Театр и герой». Но именно творчество специалисты фонда признали одним из эффективных способов реабилитации.
«Все родилось в 2015 году из спектакля, который мы ставили для нашего благотворительного концерта совместно с режиссером Александром Сидоренко (режиссер Театра драмы имени Кольцова и творческого центра «Антреприза»). Но пока обсуждали постановку, мы поняли, что дети через театр, через искусство получают огромный реабилитационный эффект», — рассказывает директор по развитию фонда «ДоброСвет» Елена Степакина.
В театральной студии занимаются две группы: дошкольники от трех до семи лет и школьники от семи до 18 лет. В прошлый сезон в младшую группу ходило восемь детей, в старшую — 25, еще 15 родителей посещали психологический клуб.
«В группе дети от семи до 18 лет. Казалось бы, сложно контактировать, но мальчишки и девчонки не чувствуют этой огромной разницы в возрасте. Есть, например, интересная дружба между девочками девяти и 15 лет», — рассказывает координатор программы реабилитации фонда «ДоброСвет» и проекта «Театр и герой» Вера Романенко.
«Наверное, им комфортно общаться, потому что была общая угроза жизни, и это их всех делает маленькими взрослыми», — поясняет координатор.
Как устроена работа студии
Занятия в студии проходят раз в неделю по воскресеньям. В течение всего учебного года студийцы готовят один большой спектакль, который позже показывают на сцене. В 2018-2019 году они ставили спектакль «Сказки про Ежика и Медвежонка» и показывали его в реабилитационном центре «Парус надежды», а также на двух крупных событиях: благотворительном фестивале «Добрый край Воронежский» и международном театральном фестивале «Шекспирия».
В фонде считают — очень важно, чтобы артисты студии выступали и перед теми детьми, которые сейчас находятся в больнице. Это полезно для всех. Переболевшие дети чувствуют, что смогли победить болезнь и могут помочь тем, кому тяжело. Так они осознают свою значимость.
Психолог проговаривает с ними, что сейчас они идут к детям, которым очень нужна помощь и поддержка, как и им когда-то. Плюс ребятам приятно, когда они встречают врачей и медсестер, которые их лечили и которых они любят, и начинают их хвалить: «Какая у тебя длинная коса отросла, какой красивый на тебе костюм!» А болеющим детям, в свою очередь, важно видеть, что есть те, кто поборол болезнь, выздоровел и теперь чувствует себя хорошо — это дает им силы.
«Мы никогда не заставляем ребят делать то, что им не хочется. Например, некоторые дети боятся возвращаться в больницу. Тогда мы не будем настаивать», — комментирует Вера Романенко.
Как театр помогает детям
«Шестилетний Леня долгое время находился на лечении. После болезни мама перестала узнавать своего сына: он не хотел ни с кем общаться, все время сидел в темной комнате, не включал свет. И после того, как мама сводила его на занятия в студию, через неделю он собрал свой портфельчик и сказал: «Идем». Сейчас у него есть друзья. И я как человек, который тут все время находится, вижу, что есть дети, которым страшно первый раз свое имя назвать, а через полгода они превращаются в предводителей маленькой банды», — рассказывает Вера Романенко.
Об этом же говорит и мама Миши Рязанцева: «За год занятий сын перестал бояться детей и стал более открытым и общительным. Он не сидит в сторонке, играет со всеми вместе. На первое занятие Миша не хотел идти, он никуда не хочет идти изначально — боится новой компании. Но в студии ему так понравилось, что он старался не пропускать ни одного занятия. Даже когда не хотел делать уроки, я ему говорила: «Пока не сделаешь, не пойдем в театральную студию», и он моментально все делал».
В студии для детей создана безопасная среда, где они окружены людьми, которые их понимают. В этом плане студия — промежуточное звено между больницей, где ребенок оторван от обычной жизни, и школой или детским садом. Нырнуть сразу в учебный коллектив ему будет очень сложно — там непривычная обстановка, зачастую довольно агрессивная.
«Сначала я сижу дома, потом выхожу в безопасную среду, пусть она искусственная, но тебя тут никто не обидит. Если сразу возвращаться в школу, то это как прыгнуть с парашютом, когда боишься высоты. К тому же студия помогает детям завести друзей извне. Например, к нам ходили юные журналисты, которые брали у ребят интервью», — комментируется Вера Романенко.
Восьмилетний Леня Тутуков рассказывает, что ему нравится заниматься в студии, ведь у него там друзья: «Если я что-то забываю во время выступления, то мне потихоньку подсказывают, и уже не страшно».
Одно из важных частей реабилитации детей в студии — это возможность взять ответственность за свою жизнь и принимать самостоятельные решения. Этого им не хватает в больнице: там за них решают, когда есть, когда спать, какие таблетки принимать и так далее. А в студии создаются условия, где ребенок может проявить себя.
«Дети сами решают, какой будет сценарий, сами разрабатывают эскизы декораций. Мы стараемся выбирать истории, в которых бы проигрывался опыт их болезни, чтобы было не только занятие по актерскому мастерству, но и про жизнь. В том году они делали постановку «Сказки про Ежика и Медвежонка» и там в одной из сказок медвежонок сильно заболел, и ежик заботился о нем всю зиму. И в конце он говорит: «Я так боялся, что ты не проснешься»», — рассказывает о работе студии Вера Романенко.
Как изменился формат студии
«Изначально мы задумывали, что в театральной студии будут участвовать не только дети, но и родители. Оказалось, что родители не очень к этому готовы, им сложно», — рассказывает Елена Степакина.
От идеи реабилитации всей семьи не отказались, поэтому со временем проект начал расширяться. Большие изменения произошли в 2018 году, когда благодаря средствам Фонда президентских грантов получилось организовать дополнительные направления. С этого времени в студию начали ходить братья и сестры переболевших детей, открылась группа психологической помощи для родителей. В фонде за четыре года общения с семьями поняли, что для правильной адаптации детей нужно работать с более глубокими вопросами, в том числе заниматься реабилитацией родителей и других близких родственников.
«Когда ребенок болеет, он находится в больнице постоянно с мамой. И за это время папа и родные братья и сестры отделены, семья поделена на две части. И одни учатся жить в больнице, а другие — жить без мамы и сестры или брата. Контакт теряется, появляются страхи, как правильно общаться. И есть тенденция, что за время болезни ребенка многие семьи распадаются», — комментирует Вера Романенко.
За время работы стало понятно, что не у всех детей есть расположенность к игре на сцене, поэтому фонд расширил программу. Организовали группы подготовки к школе и занятия в танцевальных классах. А если ребенок решает заниматься в театре, но не хочет выступать, он может быть дублером: репетировать, учить роль, а потом просто приходить на спектакли и смотреть его в качестве зрителя.
«Многим детям нравится не столько театральная студия, а то, что они находят здесь друзей, могут общаться со сверстниками. В общем, возвращают себе детство, то, чего были лишены из-за больничных стен или домашнего обучения, где режим, болезнь и страхи», — рассказывает Вера Романенко.
На собственные средства фонд создал музыкальный театр, в котором дети от трех до четырех лет занимаются актерским мастерством и ставят небольшие спектакли для родителей.
На работу проекта «Театр и герой» в 2019 году «ДоброСвет» собирает частные пожертвования на краудфандинговой платформе Planeta.ru. Чтобы студия могла свободно действовать целый год, нужно собрать 336 тысяч рублей.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.