Новости
Новости
21.06.2024
20.06.2024
18+
Колонки

Даниэль Матьё: «Декабрь во Франции — пора не только забастовок, но и проявления щедрости»

Куратор вопросов сотрудничества России и Франции в социальной сфере (в посольстве Франции в РФ) с 2015 по 2019 год рассказывает о благотворительности по-французски.

Даниэль Матьё с коллегами. Фото из личного архива

Даниэль Матьё — выпускник французской Национальной школы администрации. В течение четырех лет он курировал вопросы сотрудничества в социальной сфере в посольстве Франции в России. Эти четыре года совместной работы и обмена практиками с российскими коллегами вдохновили его поделиться тем, что он знает из французского опыта.

Сбор средств и финансирование НКО во Франции

Декабрь во Франции — пора не только забастовок, но и проявления щедрости. Одно не противоречит другому. Конец года — важный период для некоммерческих организаций, которые обращаются за финансовой поддержкой к щедрым согражданам. Приближаются праздники, и французы более склонны делать пожертвования; ритм жизни декабрю задают телевизионные кампании, например, Telethon и другие коммуникационные кампании некоммерческих организаций.

Дополнительный стимул — это налоговые вычеты, существующие для пожертвований, если они сделаны до 31 декабря.

Частные пожертвования в пользу НКО: объемы, стимулирование

Общий объем пожертвований частных лиц общественным организациям составил в 2017 году 4,5 млрд евро. Сюда вошли все типы пожертвований вне зависимости от того, были ли они задекларированы или не были, как, например, пожертвования из рук в руки, округление сдачи на кассе и т.д.

Пожертвования в пользу организаций, действующих в общественных интересах или оказывающих помощь людям в трудной жизненной ситуации, можно отразить в налоговой декларации и получить «налоговую компенсацию». Для необлагаемой налогом суммы есть определенный потолок.

Организации, действующие в общественных интересах, — это ассоциации и фонды, которые:

  • работают в сфере образования, науки, культуры, спорта, поддержки семей, занимаются социальной и гуманитарной деятельностью, филантропией;
  • способствуют продвижению художественного наследия, защите окружающей среды, распространению французской культуры, языка, научных и технических знаний.

Это широкое понятие. Если речь идет о некоммерческой организации, то необходимую информацию можно найти в уставе. В случае, когда есть сомнения, соответствующая организация может запросить у налогового органа справку о том, что ее деятельность преследует общественные интересы, как это предусмотрено законом.

Когда речь идет об организациях, представляющих общественный интерес, налоговый вычет составляет 66% от пожертвования.

Более строго определены организации, помогающие людям в трудной жизненной ситуации: предлагают бесплатные обеды, медицинскую помощь или крышу над головой. Однако все крупнейшие объединения НКО, которые занимаются этой деятельностью, туда входят. Самый известный пример — это Рестораны сердца (Les Restos du Coeur).

В таком случае налоговый кредит составляет 75% от пожертвования.

Сбор продуктов питания, проводимый «Ресторанами сердца»  Courtoisi la nouvelle republique, © photo NR, Jerome Dutac

«Налоговая компенсация» означает, что если жертвователь платит подоходный налог, то из него вычитается размер компенсации.

Если жертвователь не платит подоходный налог, так как его доход слишком маленький, то государство перечисляет ему сумму этой компенсации. Таким образом граждане тратят свои деньги только на небольшую часть пожертвования, а основная часть расходов ложится на государство, и оно согласно на пропорциональное снижение налоговых поступлений. Похожие механизмы касаются и налога на имущество, и налога на прибыль предприятий, занимающихся благотворительностью.

5,3 млн налогооблагаемых домохозяйств во Франции задекларировали как минимум одно пожертвование в течение 2017 года, это 14% от всех домохозяйств.

Общая сумма пожертвований физических лиц, зарегистрированная налоговыми органами, составила 2,5 млрд евро.

Сбор средств концентрируется вокруг крупнейших организаций: 60 ассоциаций и фондов собрали 1,25 млрд евро, то есть около 30%. Первые шесть организаций в этом списке лидируют с большим отрывом: каждая из них собрала не менее 53 млн евро. Это Французская ассоциация миопатии (AFM-Téléthon), ассоциация «Рестораны сердца», Французское общество Красного Креста, «Врачи без границ» (ассоциация и фонд), «Католическая помощь — Каритас» (ассоциация и фонд) и UNICEF-Франция.

Какие методы стимулирования щедрости сограждан практикуют французские организации?

Методов становится все больше. Появляются новые структуры социальной и солидарной экономики, например, microDON или HelloAsso, но есть и другие новаторы. MicroDON разработал систему «солидарной сдачи», то есть возможность перечислить в пользу общественной организации от нескольких центов до евро, округляя, например, сумму покупки в магазине, участвующем в программе. Похожие методы существуют для округления суммы заработной платы, онлайн-платежа или банковской операции.

HelloAsso — тоже социальное предприятие. Оно предлагает НКО бесплатные инструменты для сбора средств онлайн-сбора пожертвований через интернет или краудфандинг. Сама платформа получает финансирование из добровольных пожертвований, которые пользователь может совершить, когда делает платеж в пользу той или иной организации. Каждый второй соглашается сделать такое дополнительное пожертвование.

Существуют также СМС-платежи и платные звонки. Операторы связи нередко добавляют, например, один евро к каждому такому сообщению из своих средств, а государство может не облагать эти операции НДС.

Однако крупнейшие ассоциации все еще получают большую часть средств от своих регулярных жертвователей, поэтому связь, которую они поддерживают по почте или по электронной почте, очень важна. Отчеты по использованию средств являются основным стимулом сделать новое пожертвование. Для этого также используются сайты и страницы в соцсетях.

Как и в других странах, для НКО во Франции важную роль играет  сбор средств на улице. Так, можно встретиться и побеседовать с большим количеством людей, предложить им действовать и подписаться на регулярные пожертвования. Такая методика более дружелюбная и человечная, увеличивает видимость некоммерческого сектора в общественном пространстве и позволяет обновить штат доноров, так как они стареют. Интересно, что жертвователи старше 70 лет и моложе 30 отдают на благотворительность примерно одинаковую долю своего дохода (2,4% и 2,3% соответственно).

Крупные ассоциации, например «Народная помощь» или «Рестораны сердца», регулярно собирают продукты питания, обращаясь к покупателям в супермаркетах. Это простая и демократичная возможность обратиться к щедрости человека, а также завести диалог.

Как видим, новые способы сбора средств, такие как «солидарная сдача», мобилизуют также предприятия, которые становятся своего рода посредниками между донором — их клиентом или работником — и организацией, получающей средства. Есть и другие примеры такого посредничества: агентство недвижимости организует сбор детских игрушек, которые будут переданы в НКО для малоимущих семей, рестораторы Эльзаса перечисляют пожертвования от каждого купленного обеда на борьбу с раком и т.д.

Выбор того, кому и на какие цели перечислять помощь, остается за компанией и делается, как правило, в диалоге с сотрудниками. Это способствует вовлечению в благотворительность большего числа людей. Круг становится еще шире, когда жертвуется время: рабочее время сотрудников, тогда меценатом выступает работодатель, или нерабочее, тогда это волонтерская помощь. Такие механизмы содействия общественным организациям прописываются в коллективном договоре предприятий, часто они касаются работников предпенсионного возраста, что позволяет им наиболее полно применять свои компетенции.

Мне, как французу, кажется, что во Франции воззвание к щедрости сограждан более заметно в общественном пространстве, чем в России. Оно живет не только в интернете и письмах. Мы видим волонтеров, афиши в городе; к нам обращаются ненавязчиво и в совершенно обычных ситуациях: на кассе в булочной, в торговом центре, на рождественском рынке, в кафе. И очень хорошо, что есть эта связь между благотворительностью и обыденностью, что благотворительность является частью повседневной жизни.

 

НКО и фонды могут получить специальный лейбл «Don en Confiance» (Пожертвование в полной уверенности). 62% французов говорят, что основная причина не сделать пожертвование для них — это отсутствие уверенности в использовании средств (для сравнения: тех, кто признается, что не имеет достаточно денег заниматься благотворительностью, — 57%). Лейбл «Don en Confiance» можно получить, если НКО соблюдает этическую хартию, разработанную одноименной организацией, которая, в свою очередь, была создана в 1989 году группой ассоциаций и фондов для развития и поддержки доверия доноров к некоммерческому сектору.

В хартии, например, есть положение о запрете вознаграждения за услуги по краудфандингу пропорционально объемам собранных средств.

Обзор французского некоммерческого сектора и способов финансирования

Во Франции насчитывается полтора миллиона общественных организаций. В 2017 году их общий бюджет составил 113 млрд евро, почти 5% ВВП, что немало. О важной роли НКО в экономике также говорит тот факт, что в них трудится около 10% занятых в частном секторе. Это больше, чем в строительстве или в транспорте, и столько же, сколько в розничной торговле.

Все французские ассоциации являются некоммерческими организациями, почти все они прибегают к помощи волонтеров — членов организации и ее управляющего совета. На этом сходства заканчиваются: НКО различаются направлениями деятельности, размерами и внутренней организацией. Один из критериев — наличие наемных работников: у 1 млн 341 тыс. НКО их нет, а в 159 тыс. есть один сотрудник или более. В общем, это 1,8 млн занятых, из которых почти 2/3 работают в социальной, гуманитарной, благотворительной сферах, сфере образования и профессиональной подготовки, немедицинских исследований, здравоохранения.

НКО-работодатели располагают большими средствами: на их долю приходится 90% всего бюджета общественного сектора, тогда как численно они составляют всего 12% от него.

Пожертвования вовсе не основа бюджета французских НКО. 42% бюджета составляет оплата пользователей их услугами. Для организаций, не имеющих сотрудников, важным источником средств являются членские взносы (25%), а для НКО-работодателей — государственное финансирование (46%).

Некоммерческие организации, являющиеся поставщиками социальных и медико-социальных услуг, получают основную часть своих средств от государства в соответствии с условиями конкурсов и техническими заданиями. Здесь речь идет о десятках миллиардов евро, и такое участие французских властей крайне важно для нормальной работы нашей социальной системы. Однако пожертвования граждан также важны, потому что они позволяют ассоциациям финансировать дополнительные мероприятия, внедрять инновации и тем самым повышать качество услуг.

Подписывайтесь на телеграм-канал АСИ.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике