Наставничество без ограничений
Нина Воронцова, исполнительный директор МОО «Старшие братья Старшие сестры»
Наша программа наставничества — международная, создана более 100 лет назад. Она рассчитана на помощь детям, которые нуждаются в поддержке. Ограничений, каким детям мы помогаем, нет. В России, в первую очередь, это дети-сироты и дети, воспитывающиеся в детских домах. У нас также есть подопечные из приемных и замещающих семей. Обращаются и опекуны, просят подобрать наставника ребенку.
Но у нас есть четкое правило: мы подбираем наставника ребенку только тогда, когда он сам проявляет инициативу, а не кто-то за него решает. И далее все согласовывается с законными представителями ребенка. По той же схеме работаем и с детскими домами. Подбираем наставника, исходя из целей и желаний самого ребенка. Смотрим, что нужно: помощь в образовательной сфере или в социализации.
У нас есть система оценки результатов работы наставников. Так, за 2019 год у 68% подопечных повысился уровень эмоционального интеллекта, самооценка, дети стали увереннее в себе. 58% детей стали общительными, улучшились коммуникативные навыки и желание расширять круг общения, 58% стали более уважительно относиться к другим, учитывать эмоции и желания окружающих.
Формально в нашей программе могут участвовать дети с восьми лет, но на практике получается с десяти. В этом возрасте ребенок может отличить роль наставника от родителя.
Часто подопечные детских домов младшего школьного возраста ждут, когда наставник заберет их навсегда в семью. Мы и наши кураторы-психологи стараемся объяснить разницу. И когда у ребенка возникает понимание, что наставник — не спонсор, не замещающий родитель, а, скорее, старший брат или старшая сестра, которые будут уделять ему внимание, проводить время интересно и полезно, дружить, тогда мы ищем ему наставника.
Главная цель — научиться выстраивать отношения. У детей со сложной историей есть базовое недоверие к миру и к другим людям. Им сложно научиться выстраивать долгосрочные отношения, дружеские и семейные.
Наши наставники проходят серьезный отбор. Это молодые люди и девушки от 18 лет. Они должны предоставить справку о несудимости, из психоневрологического диспансера, рекомендации от знакомых и с места работы. Также они проходят интервью и психодиагностику. А затем начинается первоначальное обучение. После всех этапов отбора только 30% от всех желающих становятся наставниками. Но, пожалуй, главный критерий — зрелость, готовность строить отношения с другим человеком, открытость.
Мы не подбираем волонтеру ребенка, с которым он может общаться. Конечно, пожелания учитываются, но мы все-таки прислушиваемся больше к ребенку. Обычно психолог оценивает его потребности, предлагает волонтера, который поможет развить определенные навыки и качества, которые ему нужны для будущей самостоятельной жизни.
Наша программа наставничества рассчитана, как минимум, на год. Волонтер встречается с ребенком раз в неделю. Обычно подопечный и волонтер проводят время вместе так, чтобы это приносило пользу ребенку. Часто это развлекательные мероприятия. Неформальная обстановка помогает установить доверительные отношения. В этом, собственно, и заключается самый большой положительный эффект программы. Например, после совместного просмотра кинофильма идут в кафе и обсуждают то, что они увидели.
Но какой бы дружеской ни была атмосфера, наставнику не разрешается дарить подарки ребенку, чтобы он не перешел в категорию спонсора. Только на большие праздники — Новый год и День рождения. Это должны быть больше знаки внимания, а не дорогие вещи, чтобы ребенок понял, что эти встречи — про общение.
Среди наших подопечных — 70% детей с ОВЗ. Мы видим, как после общения с наставником дети становятся более самостоятельными и приобретают навыки, которые необходимы, чтобы пройти экзамен на самостоятельное проживание. После совершеннолетия раньше они шли бы в ПНИ, теперь имеют возможность жить дома. И мы видим наглядные примеры такого успеха. У них есть наставник, но наставник не сопровождает их постоянно, он может просто ответить на вопросы, помочь в сложных ситуациях. Для тех, кто все-таки вынужден находиться в ПНИ, мы сейчас создаем программу, чтобы нашим специалистам можно было продолжать наставничество и там. Это не будет заменой сопровождаемому проживанию, социальной услуги сопровождения, но будет возможность ощутить поддержку. Таким людям она безусловно очень нужна.
Юлия Паринская, координатор благотворительного фонда «Дети наши»
Мы предлагаем индивидуального волонтера-наставника подопечным фонда. Проект «Будем вместе» создан в 2015 году в Смоленской области на базе двух детских домов, где работает фонд «Дети наши». За три года проект наставничества показал отличные результаты и в 2018 году он появился в Москве. А в 2019 году фонд начал работать еще с двумя детскими домами в Ярославской области.
Проект рассчитан на детей от 12 лет, живущих в интернатах, у которых нет крепких связей с родителями или близкими родственниками. Задача наставника в этом случае – помочь ребятам подготовиться к выпуску из учреждений, самостоятельной жизни, научить их строить доверительные и дружеские отношения. Чтобы надежный взрослый человек был бескорыстно заинтересован в успехе подростка-сироты.
Наставником может стать взрослый человек старше 23 лет (для Смоленской и Ярославской областей) и старше 25 лет (для жителей Москвы), не имеющий судимости, стабильный эмоционально и психически, живущий в регионе реализации проекта. Для наставника важна способность выстраивать теплые доверительные отношения с людьми, а также умение видеть в подростке его лучшие качества, гибкость, желание обучаться, готовность сделать наставничество своим образом жизни.
Очень востребованы наставники-мужчины. Так как юношам, растущим в сиротских учреждениях, нужен как раз мужской авторитет. У ребят, участвующих в проекте наставничества, есть возможность в любой момент обратиться к взрослым за советом до и после выпуска из детского дома. Такая доверительная связь является для них одним из источников стабильности в жизни вне учреждения. По статистике, уровень стресса у подростков, которые выпускаются с наставниками, намного ниже, чем у тех детей, которые не участвовали в проекте.
Помощь в выборе профессии
Елена Хорc, президент благотворительного фонда «Цвет жизни»
Наш проект называется «Копилка опыта». Волонтеры, помогающие взрослые, которые выполняют функции наставников, приходят из разных профессиональных сфер, чтобы помочь подопечным выбрать подходящее направление для личного развития, интереса, хобби или будущей профессии. Изначально мы работали только с детьми-сиротами, теперь помогаем и детям с инвалидностью.
Волонтер не заменяет педагога или родителя, но в процессе общения с ребенком старается его научить новым навыкам. Дети получают некий социальный опыт, который никто другой ему не сможет дать.
Часто к нам обращаются волонтеры, чтобы поделиться своим опытом в профессиональной сфере. Это — парикмахеры, стилисты, повара. Есть добровольцы серебряного возраста — учат детей домоводству. Много у нас работает и молодежи. Обычно формируются группы по интересам.
Например, ребенку интересно заниматься кулинарией, тогда в зависимости от возможностей подопечного, волонтер расскажет, как приготовить то или иное блюдо. Так, дети с ментальными особенностями учатся готовить бутерброды или закуски, учатся самостоятельности, осваивая простые навыки. Дети с ОВЗ, которые способны приготовить сложные блюда, могут научиться готовить полноценный обед, и в дальнейшем это пригодится им для самостоятельной жизни. А кто-то выберет кулинарию как будущую профессию и поступит в кулинарный колледж.
В начале учебного года у нас проходит Фестиваль профессий, куда приезжают более 250 детей и 150 добровольцев — представителей различных профессий. Профессиональные коучи проводят профориентационные беседы с детьми. Формируется круг интересов, составляется так называемый маршрутный лист, туда вписываются те области, которые интересны ребенку.
Мы отличаемся от многих фондов и организаций тем, что приглашаем в «Копилку опыта» всех желающих. Индивидуально подбираем программу участия, то есть у волонтера тоже есть выбор. Когда человек увлеченно занимается интересным для себя делом, и он этот азарт передает детям, у подопечных тоже появляется инициатива. Этого ребята, к сожалению, не видят в своих учреждениях.
Также недавно был запущен проект по созданию профориентационного центра. Он рассчитан в основном на детей с ОВЗ. Ведь часто родители таких детей выбирают для них профессию, не исходя из интересов и способностей, а по принципу, например, облегчения логистики: рядом с домом есть какое-нибудь учебное заведение, туда и отдадим. Но и ребенку трудно настоять на своем, на том, чем именно ему интересно заниматься. Мы научились работать с такими детьми, принимать во внимание их интересы. Если ребенок проявляет себя в творчестве, то даем возможность попробовать разные виды: лепка, рисование и т.д. Ведь творческих профессий, которыми могут овладеть дети с инвалидностью, очень много. И у них появляется реальная возможность найти себя и свое место в жизни.
Корпоративное наставничество
Анна Кочинева, директор фонда «Хранители детства»
Наш фонд работает с 2015 года. Изначально он был ориентирован на индивидуальное и корпоративное наставничество. Но на первый план вышло именно корпоративное наставничество.
Основная наша деятельность — реализация программы профориентации, осознанного выбора профессии и раннего трудоустройства. Мы работаем в сотрудничестве с компаниями-партнерами. Наша задача, чтобы каждый подросток, который участвует в программе в течение учебного года, прошел цикл профориентационных и мотивационных мероприятий, познакомился с профессиями, успешными людьми.
Мы помогаем не только воспитанникам детских учреждений, но и детям из приемных и кризисных семей. С 2019 года мы начали работать и с обычными семьями.
Как правило, осенью мы знакомимся с подростками, проводим анкетирование, если есть приемные или кровные родители, они тоже заполняют анкеты. Таким образом мы узнаем интересы подростков, уровень их мотивации, чем занимаются и чего хотят. Они могут себя попробовать в разных направлениях: от сферы услуг (парикмахерские, кафе и т.д.) до IT-технологий, медицины. Есть группы общеознакомительного порядка, когда собираются дети из нескольких учреждений и мы едем, например, в компанию ИКЕА, чтобы увидеть, как изнутри все там работает. Заранее продумываем с компанией, как вовлечь ребят в реальную деятельность.
В той же ИКЕА у нас проводился квест: нужно было стоять на кассе и отыскать заранее заготовленные спрятанные мелочи, которые иногда покупатели пытаются затолкать в разные крупные товары, чтобы они прошли через кассу незамеченными.
Если это банковская или инвестиционная сфера, то тут проводятся мастер-классы по финансовой грамотности. Бывают мини-тренинги по вопросам трудоустройства. Допустим, отработка навыка группового собеседования или рассмотрение реальных резюме. Например, специалист по кадрам рассказывает, какие резюме сразу отбрасывает, какие рассматривает более тщательно, а какие могут заинтересовать. Обязательная составляющая такого тренинга — мотивационная часть, когда у ребят есть возможность пообщаться с профессионалами — сотрудниками компании, которые добились успеха. Как правило, мы берем в пример человека, который пришел на низовую позицию и за какое-то время вырос внутри компании. Часто такие сотрудники могут поделиться своим опытом, как приехали из маленьких городов или росли в очень бедной семье и имели еще какие-то ограничения на старте, но это им не помешало реализоваться в профессии. Нашим подопечным важно понимать, что не у них одних такая уникальная ситуация и трудности.
Выбрать сферу, где подростку реально интересно, можно на нашем портале Naprimerku.ru. Здесь представлены разные виды занятости, доступные начинающим специалистам без образования и опыта работы. Сейчас, во время режима самоизоляции, существование этого ресурса позволяет поддерживать ежедневную связь с нашими подопечными и не прерывать занятия по профориентации. Дважды в день в онлайн-формате для них проходят встречи с разными специалистами. Для тех, кто не может в прямом эфире посмотреть, все записи выкладываются там же.
Лето — это кульминационный момент нашей программы корпоративного наставничества, когда подростки готовы к прохождению стажировки или временной занятости по срочному трудовому договору. Это длится от трех недель до 1,5 месяца. В это время его сопровождает наставник — сотрудник компании.
Ключевым фактором отбора наставников считаются человеческие и профессиональные качества. Он должен работать в том отделе, где подросток будет проходить стажировку. Не обязательно это руководитель, может быть просто сотрудник отдела. Но главный критерий отбора — желание помочь, выделить рабочее время на обучение начинающего специалиста.
Стажировки бывают самые разные, иногда к нам обращаются дети с уникальными запросами. Так, один мальчик хотел стать звукорежиссером и в течение трех лет проходил стажировки на телевидении, радио и в театре. Был помощником звукорежиссера.
Были пожелания и поработать на Союзмультфильме… В течение нескольких месяцев, пока мы работаем с подростком, мы уже понимаем, была ли это блажь сиюминутная или действительно профессия по зову сердца. Хотя любой запрос на интересующую профессию мы можем отработать.
Подписывайтесь на канал АСИ в Яндекс.Дзен.