С 15 по 21 февраля проходит фестиваль импакт-экономики Impact Fest-2021. Эксперты рассказали, что отличает импакт-экономику от обычной, как инвестировать в социальный бизнес, развивать его и поддерживать.
Что такое импакт-экономика?
В сфере импакт-экономики важна не только материальная выгода, но и помощь обществу в решении той или иной проблемы.
«Импакт-экономика — это такая система, где польза для людей и благо для общества считаются такими же важными, как и финансовый результат, — доход или прибыль. Это экономика, которая решает проблемы, а не создает их», — подчеркнула Екатерина Халецкая, сооснователь и директор Impact Hub Moscow.
Все чаще при оценке эффективности работы коммерческие компании заменяют показатели возврата инвестиций на социальное воздействие. А некоммерческие организации учатся управлять этим воздействием и переводят его в том числе в деньги. Именно такая циркуляция, где все взаимосвязано, и отличает импакт-экономику от обычной.
«Импакт возникает тогда, когда все доверяют друг другу,
— заявил Александр Свинин, торговый представитель РФ в Республике Сингапур. — Когда корпорация доверяет государству, готова выстраивать свою стратегию на 10-20 лет — именно столько требуется, чтобы изменить общество в лучшую сторону. Когда жители доверяют и государству, и бизнесу, готовы разделять ценности и вкладывать личные ресурсы и время. Когда государство доверяет и тем, и другим, знает, что они будут выполнять свои обязательства — вносить вклад в развитие общества».
Пока импакт-предпринимательством в полной мере готовы заниматься не все представители бизнеса. Однако это не означает, что они не вносят свой вклад в импакт-экономику. Многие работают волонтерами, сортируют мусор, помогают нуждающимся или приютам для животных.
Каждый сегодня, возможно, не замечая того, распространяет идеи импакта.
«Должности уже не так важны, важно, где вы сейчас находитесь. Мы можем рассказывать об этой экономике в семье, среди друзей и знакомых. И в какой-то момент эта идея, как круги по воде, распространится и дотянется до незнакомых нам людей», — говорит Екатерина Халецкая.
Как это работает
«Представьте, что вы купили платье и узнаете, что совсем недавно оно было сделано из пластиковых бутылок, — рассказывает Халецкая. — Послужив вам несколько лет, эта одежда может получить следующую жизнь — превратиться в ручку. И так возможно со всеми вещами, которые нас окружают. В импакт-экономике у всего должна быть продолжительная жизнь».
По словам спикеров, в такой экономике лидеры продвигают социальные ценности.
«У руководителя компании есть три стадии: я — лидер; мы — команда; я — человек, который думает, что находится вокруг меня, о тех, последствиях, которые происходят, когда я действую.
У компании тоже три стадии. Первая — корпоративная социальная ответственность, второе — разделенные ценности. Третье — когда компания зашивает общественно полезное благо в свою стратегию», — рассказала Ольга Рябова, независимый эксперт в сфере социального предпринимательства, импакт-инвестор, член Impact Hub Global Group of Advisors.
Эксперт напомнила, как в пандемию предприниматели не только спасали свой бизнес, но и поступали как альтруисты. Производители автомобилей предоставляли для врачей свои новые авто, а рестораны, производители продуктов и напитков снабжали больницы горячей едой, водой и соками.
Многие перестроились на производство санитайзеров. Большие концерны с одеждой стали производить средства защиты.
«Люди стали потрясающими инноваторами. Люди стали создавать то, что могло бы помочь. Лидерами стали не те, кто руководит компанией, а те, кто может, хочет и оказывает позитивное воздействие на то, что находится вокруг», — добавила Рябова.
LEGO без инструкции
По словам основателя и директора благотворительного магазина Charity Shop и фонда «Второе дыхание» Дарьи Алексеевой, можно подстраиваться под требования времени и оставаться преданным своим целям.
«Мы год назад шили спальные мешки для бездомных. Когда объявили карантин, людей заселили в хостелы, но там не было постельного белья и одеял. Мы очень быстро перенастроили производство и эти спальные мешки «превратили» в одеяла. Снабдили ими 1500 тысяч человек, которым в локдаун некуда было деваться».
Дарья Алексеева сравнила социальное предпринимательство с конструктором LEGO без инструкции:
«У тебя есть куча деталей и ты можешь собрать все, что угодно. Традиционные модели нам предлагают собрать конструктор по инструкции — акселератор, клиенты, маркетинг, финансовая модель — в конце предъявляешь рынку продукт. А когда ты социальный предприниматель, ты можешь брать детали и делать из них что-то интересное».
Как измерять эффективность
По словам основателя Charity Shop, измерять социальное воздействие в импакт-экономике можно по-разному. Все зависит от четких целей руководства компании.
«Наша организация занимается сбором, перераспределением и переработкой одежды. Это можно измерять в сокращении парниковых газов или людях, которые получили помощь. В количестве трудоустроенных. Но основное правило — быть с собой честным. Если ты замышляешь проект как экологический, то как-то странно через несколько месяцев «переобуться» и транслировать другие ценности. Можно, конечно, менять стратегию. У нас это было минимум три раза, но в целом все равно — в чем хочешь, в том и измеряй эффективность, но иди до конца».
Инвестиции в соцпроектах
В импакт-экономике важно не только зачем, но и с кем вы хотите идти дальше, — ваши партнеры. Горизонтальные связи тут вытесняют вертикальные: чем крепче они, тем лучше результат и тем интереснее проект. Интерес создателей проекта должен подогревать интерес к нему и у окружающих, таким образом привлекать инвесторов.
«Для меня импакт и социальное предпринимательство — схожие истории. Когда ты можешь своими деньгами не только приумножить собственную прибыль, но и людям <…> помогаешь решить глобальную проблему. Это добавляет ценности тому, что ты делаешь», — говорит Илья Зибарев, импакт-инвестор, партнер программы «Навстречу импакт-инвестициям».
По его мнению, в импакт-инвестициях есть социальная значимость.
«У вас есть миллион долларов и вы можете его инвестировать в производство нового мороженого. Но это ничего не изменит на рынке. [Вместо этого] вы вложили в бизнес, который решил какую-то проблему, например, создал новое производство колясок для людей инвалидностью. Раньше нуждающиеся тратили по 300 тысяч рублей на покупку коляски, а теперь, благодаря вам, по 150 тысяч рублей, еще и рабочие места предоставили. Создали продукт и позволили людям, которым это необходимо, в два раза дешевле их покупать».
Как привлечь инвесторов
Но часто стартапы остаются на уровне идей из-за того, что создатели не могут четко объяснить стратегию и уникальность проекта, утверждает Илья Зибарев.
«Нужно хорошо понимать, что ты делаешь, не бояться отвечать на вопросы инвесторов. Если даже они задают много каверзных вопросов, это еще не значит, что они не хотят в вас инвестировать, — считает эксперт. —
Нужно о себе как можно больше заявлять: в соцсетях, на разных форумах и программах. Однако не надо давить на жалость.
Если ты стал заниматься социальным предпринимательством, там все-таки должно быть предпринимательство, возврат вложенных денег».
Цели и задачи инвестора должны совпадать с основными направлениями развития проекта, подчеркнула Дарья Алексеева.
«Никакой инвестор не хочет быть просто мешком денег, — утверждает Алексеева. — Тут прежде всего человеческие факторы. Если бы он не заботился о конкретной проблеме, он бы инвестировал во что-то другое. Если инвестор в социальном бизнесе, то, конечно, у него какие-то цели. Но это не значит, что люди, помешанные на экологии, инвестируют только в экологические проекты.
Инвестора, прежде чем вступать с ним в какие-то финансовые отношения, необходимо лучше изучить, узнать, что ему нравится. Всем, кто ищет инвесторов, я бы порекомендовала просто начать общаться. Понять, что их волнует».
С другой стороны, инвестором может стать каждый, у кого есть от 100 тысяч рублей, считает Илья Зубарев. Все зависит от масштаба проекта.
«Некоторые проекты инвестируют от 100 тысяч до 1 миллиона рублей. Любому человеку, который хочет что-то проинвестировать, есть место. Нужны только связи, а также желание сделать больше пользы для общества, в котором ты живешь».
Импакт-будущее
Основатель Impact Hub Джонатан Робинсон в своем выступлении спрогнозировал, что уже через 10 лет любой бизнес должен быть социальным. И главная миссия тех, кто распространяет идеи импакт-экономики, заключается в том, чтобы донести эту идею до других людей без давления или осуждения. А просто постепенно увеличивать количество сторонников.
«Ничто не дает людям столько радости и счастья, сколько осмысленность от деятельности и возможности реализовать свою мечту. Особенно если эта мечта делает мир чуточку лучше. Когда у большего числа людей будет задача осмысленности и сверхцели, все будет гораздо проще на Земле», — подытожил Джонатан Робинсон.
Impact Fest 2021 проходит c 15 по 21 февраля в формате онлайн. Планируется, что на фестивале выступят более 70 предпринимателей, инвесторов и экспертов в области социальных инноваций и импакт-решений, медиа и коммуникаций.
Ключевые темы — образование, экология, гендерное равенство и инклюзия, технологии, медиа и сообщества.