Корреспондент АСИ поговорил с директорами по развитию и подготовил краткий гид по профессии.
Директор по развитию – это…
НКО может обратиться за помощью директора по развитию, когда планируется что-то изменить в своей работе, улучшить показатели. Поэтому организации нужно понять, какие проблемы сейчас перед ней стоят.
Директор по развитию – это человек, который умеет выстраивать процессы в коммерческих и некоммерческих организациях. Он понимает, как может развиваться ситуация, берет ответственность за риски. Он также должен следить, насколько организация в целом готова к реализации своей миссии и стратегии развития.
«Например, стратегия нашего фонда – расширение географии присутствия. Оценка регионов, модель входа в регион, построение стратегических партнерств, план разворачивания деятельности – все эти задачи находятся в ведении директора по развитию», – рассказывает Наталья Петрова, директор по развитию фонда «Дети наши».
Фото: Christina @ wocintechchat.com / Unsplash
В самом начале организация разрабатывает стратегию и согласовывает ее. Именно по ней директор по развитию будет работать в дальнейшем: координировать работу отделов, вести проекты, оптимизировать процессы. Более конкретные задачи зависят от того, какие цели перед директором ставят и в какой области.
Например, Екатерина Ямаева, директор по развитию фонда «Старость в радость», работает в сфере развития коммуникаций и фандрайзинга.
«Мне кажется, развитие в данном случае — синоним слова «изменения». Это может быть улучшение работы определенного отдела, реструктуризация, оптимизация процессов, сокращение финансирования и др. Я работаю в команде, но больше управляю процессами, делегирую ответственность, организую процесс внедрения изменений», – рассказывает Екатерина Ямаева.
Не стоит нанимать директора по развитию, если руководитель организации или совет директоров не готовы к изменениям. НКО нужны ресурсы, чтобы принять новые идеи и помогать их реализовать.
«Представление, что директор по развитию — это правая рука директора, не совсем правильное. Процессы в фонде развиваются неравномерно, и появляются области, отделы, процессы, в которые необходимо внедрить изменения», – уточняет Ямаева.
Джамиля Семененко рассказывает: она стала директором по развитию фонда «Облака», покинув операционное управление фонда. Сейчас в ее задачи входит консультация отделов по реализации программ, обучение сотрудников и стратегическое планирование.
«Я некий мозг: у меня есть время отойти и со стороны посмотреть, куда нам стоит двигаться. Где наши сильные и слабые стороны, какой у нас импакт и результаты. На наших ежемесячных совещаниях с директорами направлений я поднимаю тему стратегического развития», – объясняет Джамиля Семененко.
Навыки и качества
Часто изменения в работе НКО могут вызывать недовольство у сотрудников. Задача директора по развитию – просчитывать риски и понимать, какое изменение не навредит.
Он не должен быть «удобным человеком», он должен отстаивать стратегию. Но важно искать баланс – учитывать мнение сотрудников и разбирать, почему отдел не согласен с его предложениями.
«Если я вижу, что где-то идет сильное сопротивление и отделы не готовы, я не буду реализовывать этот проект. Я буду пытаться понять, что нас тормозит, и устранять эти причины. Мы делаем это вместе с директорами. Нет такого, что я полностью взяла на себя ответственность и лично приняла решение», – поддерживает Джамиля Семененко.
Фото: Christina @ wocintechchat.com / Unsplash
Директор по развитию должен хорошо понимать бизнес-инструменты и учиться применять их в некоммерческом пространстве. Например, уметь выстраивать управляющий процесс, знать методы работы с KPI и стратегический менеджмент.
Еще один полезный навык – коммуникация. В этой профессии важно иметь большую сеть контактов.
Директор по развитию также должен уметь принимать экстренные решения, если этого требует ситуация.
«Самый простой пример – прошлогодняя эпидемия. Именно в такой ситуации директор по развитию оценивает, насколько возможно сейчас тратить ресурсы фонда на решение этой задачи, и помогает вернуться к основному курсу, к системной деятельности, когда экстренная ситуация сходит на нет», – объясняет Наталья Петрова.
Учиться у бизнеса
Должность директора по развитию отличается от аналогичной в коммерческом секторе. При работе в НКО стоит быть более лояльным к своей команде, избегать авторитарного стиля общения.
Однако инструменты бизнеса подходят и для работы в третьем секторе. Например, помогают выстроить и систематизировать процесс.
«У меня есть опыт в коммерции. Я работала в медицинских центрах на управляющих должностях и видела, как выстраиваются бизнес-процессы. Важно, чтобы каждый сотрудник понимал свою зону ответственности, а все вместе они знали бы, куда идет организация», – отмечает Екатерина Ямаева.
Джамиля Семененко уверена: НКО должны брать пример с бизнеса и в зарплатах.
«Директор по развитию должен получать достойную заработную плату. Только тогда он будет готов рисковать, потому что поймет, что его решения могут отразиться и на его доходах», – считает директор по развитию фонда «Облака».
Опыт
Чтобы выстроить успешную стратегию развития фонда, нужно не только предпринимательское мышление или любовь к изменениям. Важен опыт – как позитивный, так и негативный. По мнению Натальи Петровой, хорошими директорами по развитию могут стать маркетологи высокого уровня, люди с опытом продаж сложных проектов, опытом в B2B.
Джамиля Семененко отмечает: ей помогает опыт работы и в бизнесе, и в некоммерческом секторе. За первые три года работы «Облаков» она вместе с волонтерами организовала более 300 мероприятий и вела 12 программ одновременно. «Сейчас мне нужно несколько минут, имея все необходимые данные на руках, чтобы принять решение: пойдет проект или нет».
Фото: Christina @ wocintechchat.com / Unsplash
Екатерина Ямаева рассказывает: прежде чем пойти работать директором по развитию, она несколько лет училась в Германии. Опыт иностранных коллег показал Екатерине, как выстраивать процессы, работать с KPI и не только:
«При этом в Германии большое внимание уделяют коммуникациям, а не только формулам и цифрам. Как разговаривать с людьми, убеждать их, мотивировать, вести за собой, слышать их мнение – без этого невозможно выстроить ни один бизнес-процесс».
Где учиться
В Высшей школе экономики (НИУ ВШЭ) есть специальные курсы проектного управления и стратегического менеджмента: от трехмесячных до двухгодичных программ. Именно на одном из них обучалась Екатерина Ямаева. По ее словам, примеров из НКО не приводилось, но полученные знания и инструменты можно применять и в третьем секторе.
Наталья Петрова рекомендует Московскую школу управления «Сколково», где много разных программ и курсов, и Московскую школу профессиональной филантропии – там могут пройти обучение директора по развитию, которые специализируются в области фандрайзинга.
Джамиля Семененко отмечает: лучше всего учиться у бизнеса. Хотя сейчас НКО готовят большое количество бесплатных курсов и вебинаров, многие из которых можно посещать удаленно. А еще советует книгу Игоря Манна «Эксперт № 1» – она поможет сформировать базовые знания о стратегическом мышлении.