Художники привезли свои картины и предложили каждому обитателю дома выбрать из них ту, которая понравится, чтобы повесить в своей комнате. Это стало для пожилых людей настоящим событием.
Теперь у меня есть кот
По коридору мечется человек. Он чуть не плачет: «Мне повесили не ту картину! У меня был кот! Я выбрал кота».
Несколько минут поисков, и кот находится. На лице человека расплывается довольная улыбка.
Виктор Николаевич живет здесь уже больше 15 лет. До этого он 27 лет просидел за рулем автомобиля. А дома его всегда ждали кошки.
«У меня была сомалийская кошка с паспортом, – рассказывает Виктор Николаевич. – Сиамцы тоже были. Но сомалийка была бесподобная».
В 2005 году жена скончалась от рака, и он оказался в Климовском доме.
В правилах для проживающих содержание домашних животных не запрещается, но и не поощряется: «…допускается только в случае разрешения администрации, лечащего врача, согласия соседей, возможности ухода за животными и обязательного наличия действующего ветеринарного паспорта».
«Не всегда делается то, что написано, – улыбается Виктор Николаевич. – Но теперь у меня есть кот. Хотя бы такой. Мне будет на что смотреть».
Как все начиналось
Проект «Душа с душою говорит» начался с китайской живописи в 2013 году.
«Однажды у меня отменилось занятие по йоге, и в этот момент я увидела объявление: «Для тех, кто никогда не рисовал», – рассказывает автор проекта психолог, художник, режиссер документального кино Алена Савюк. – Я попала на урок восточной живописи к Лене Касьяненко и нарисовала свой первый в жизни бамбук».
По словам Алены, восточная живопись отличается тем, что здесь все другое: другая кисть, другая бумага, другие краски. Они позволяют за короткое время, даже за один раз, получить эффект «вау»: я могу, у меня получается, и получается неожиданно хорошо.
«Китайская живопись «заходит» всем. Она дает возможность почувствовать себя художником, – отмечает преподаватель китайской живописи, художник, архитектор, дизайнер интерьеров Анжела Гайденко. – При этом ты реально можешь за короткий срок научиться рисовать: есть отработанная методика».
Людям не хватает времени на себя. Школа, институт, любовь, семья, дети, работа, карьера.
«И вдруг ты можешь посвятить себе время. Дверь закрывается, ты забываешь о том, что осталось там, за ней, и погружаешься в процесс на два часа. Ты попадаешь в поток, а дальше он сам тебя несет. И ты выходишь окрыленный. Это действительно очень арт-терапевтичная живопись», – подчеркивает Анжела.
Подарить эмоции
Когда человек рисует и ему это нравится, у него начинают копиться работы. Что с ними делать?
«Как-то мне позвонила моя подруга, доктор из 20-й городской клинической больницы, из кризисного отделения, где я когда-то работала, и говорит: ты теперь рисуешь, а мы ремонт сделали, у нас пустые стены в палатах. Давай свои картины», — вспоминает Алена.
В кризисное отделение поступают суицидальные пациенты и люди в тяжелой депрессии.
«Это было важно, и я попросила девочек из сообщества художников восточной живописи ко мне присоединиться, — продолжает Алена. — 30 человек принесли свои работы. Анжела помогла развесить, потом Оксана Шарова и другие девочки, с которыми мы вместе рисуем, ходим на мастер-классы и ездим в Китай, присоединились к проекту».
В итоге было собрано больше 50 работ, которые украсили палаты и коридоры. Авторы поняли, что их картины могут кого-то порадовать, попасть туда, где они очень нужны.
Потом художники познакомились с Лизой Олескиной, которая предложила расширить аудиторию почитателей их таланта, предложив выбрать картины подопечным фонда «Старость в радость». На сайте фонда появилась страница проекта «Душа с душою говорит». Проект органично вписался в информационную кампанию #Нестаканводы, посвященную достойной старости.
Существует устойчивое убеждение, что все, что человеку нужно в старости, – это чтобы ему кто-то поднес стакан воды.
«Это далеко не так. Каждый пожилой человек хотел бы жить так же, как и в молодости, позволяя себе какие-то любимые вещи, – отмечает Алена. – Поэтому подарить эмоции – это очень важно. Особенно в таком возрасте, когда человек угасает, когда он одинок».
С цветами веселее
Во двор дома престарелых въезжает машина, под завязку забитая картинами. Сегодня будет подарено 200 картин.
«Бывает, что попадаются недоверчивые бабушки и дедушки: какие картины, зачем пришли, — рассказывает Александр Васильев, водитель, в проекте с самого начала. — Один бывший художник не верил, что живопись настоящая, это у вас, говорит, репродукции. Пришлось доказывать, что на самом деле все это рисовали художники. Поверил. Ну вешайте, говорит. Но сколько бы мы ни привезли картин, их всегда не хватает».
За рулем второй машины, которая везет лестницу и инструменты, – Сергей Захаров. Работает помощником руководителя в компании.
«Сначала попросили помочь, потом втянулся, – говорит Сергей. – Мы видим реакцию пожилых и понимаем, что оно того стоит. Тут не нужно красивых слов».
Валентина встречает недоверчиво: «Зачем мне картина, мне помирать скоро». Но потом оттаивает и начинает рассказывать. Проработала много лет дворником. В дом престарелых приехала с мужем 30 лет назад: муж был тяжелобольной, с уходом не справлялась. 15 лет назад он скончался, и она осталась совсем одна: родственников у Валентины нет. Все не так плохо, телевизор в комнату она недавно себе купила. Вот только холодильник старый – шумит, не дает спать, но вроде и его обещают заменить. «С цветочками, конечно, немного повеселее», – вздыхает на прощание.
На кровати Игоря Афанасьевича Костина висят медали. Он был чемпионом Московской области по шашкам и шахматам. В Климовском доме живет уже 30 лет. Есть родственники, но сейчас визиты запрещены из-за эпидемии.
«Спасибо, что вы со мной поговорили, – радуется Игорь Афанасьевич. – Большое дело, когда есть время поговорить. Внимание – это главное. Сижу один: не с кем пообщаться, поделиться новостями».
Людмила Александровна – новосел, приехала два месяца назад. Ей 90 лет. «Пока, – говорит, – привыкаю. Непривычно все».
Матвей попал в дом инвалидов и престарелых из детского дома. Теперь он женат, живет здесь с женой. Матвей делает игрушки на продажу. Остаются фотографии: неваляшка, Петрушка, стойкий оловянный солдатик, лягушка, ёжик («Его у меня сразу забрали»). В детском доме научился рисовать.
Матвей и еще несколько человек с удовольствием принимают участие в мастер-классе китайской живописи, который проводят Алена и Анжела.
Не останавливаться
По дороге домой группа заезжает в мастерскую профессионального художника Михаила Бровкина неподалеку от Климовского дома, чтобы забрать картины: Михаил решил подарить бабушкам и дедушкам 30 своих работ. В мае предстоит поездка в Тарусу, надо начинать готовиться к ней прямо сейчас.
«Алена предложила, я сначала удивился, а потом подумал, а ведь это здорово», – отвечает художник на вопрос: почему вы хотите отдать картины? – Чем больше ты отдаешь, тем больше на самом деле получаешь».
Конечно, картины для профессионального художника — это его основной заработок, поэтому не каждый на это пойдет, поясняет Михаил.
Михаил много рисует — природу, абстракцию. На его холстах можно увидеть московские переулки во все времена года.
«Для проекта «Душа с душою говорит» я отложил то, о чем попросила Алена: цветы, пейзажи, церкви», — отмечает художник.
Ощутить жизнь по-другому
У проекта «Душа с душою говорит» большое будущее, считают в фонде «Старость в радость».
«Я очень надеюсь, что человек, у которого в комнате висит картина, захочет еще чего-нибудь. Захочет жить и радоваться жизни, несмотря на возраст», – говорит координатор работы фонда «Старость в радость» в Московской области Ольга Балашова.
Однажды в Климовском доме помогли 99-летней бабушке, у которой была катаракта. Бабушка любила шить и вдруг перестала, рассказывает Ольга. В России людям старше 65 лет не показаны операции, но фонд решил помочь Марии Михайловне:
«Мы приехали сюда с офтальмологическим проектом. Специалисты из Федоровской клиники сделали качественный осмотр на месте. И, продиагностировав, сказали: можно делать операцию».
Бабушка начала видеть и даже написала поэму. Весной вместе с фондом она отметила свой 100-летний юбилей. Ради такого случая сняли ресторанчик.
«Почему мы назвали это диалогом «Душа с душою говорит»? – говорит Алена Савюк. – Потому что душа художника, который находится в творческом потоке, напрямую попадает к тем душам, которым это важно. Важны цветы, цвета, эмоции. Важно внимание, важно, что это что-то для них, и это не стул и не кусочек мыла. Это что-то такое, что несет большой эмоциональный и творческий заряд, который помогает пожилому человеку ощутить жизнь по-другому. Искусство помогает, поднимает над землей, продлевает жизнь».
В фонде напоминают, что реализация проекта требует ресурсов. Средства нужны прежде всего на оформление картин.
Поддержать проект можно на сайте фонда «Старость в радость».
За новостями проекта можно следить в социальных сетях Instagram и «ВКонтакте».