У каждого пятого ребенка в мире — дислексия
Дислексия — это генетическая нейропсихологическая особенность, которая затрудняет процесс обучения чтению и письму.
В мире, по разным данным, насчитывается 15-20% школьников с дислексией. То есть примерно каждый пятый или два-три ученика в каждом классе. Важно понимать, что ребенок с дислексией — не непослушный ребенок, который не хочет читать, или у которого задержка в развитии — а это обычный ребенок, у которого есть трудности с чтением и письмом.
Процесс обучения традиционно связан с чтением, и дети с дислексией находятся в невыгодном положении. Часто они становятся объектами насмешек и даже учителя порой не в курсе, что делать с такими учениками.
При этом в западных странах дислексию давно определяют как «особые образовательные потребности». С недавних пор эту терминологию использует и Министерство образования РФ.
Западный подход — система интегрированного обучения
В большинстве стран Европы существуют специальные программы обучения для логопедов и психологов, работающих в детских садах и школах. Они могут выявить предрасположенность к дислексии в раннем возрасте и таким образом удается своевременно начать коррекционную работу.
Еще 20 лет назад распространение получила система интегрированного обучения: дислексики с нетяжелой формой обучаются в обычных классах и периодически (в течение всех школьных лет, а иногда в течение обучения в университете) занимаются со специалистом.
В Великобритании, США, странах Скандинавии и многих других права детей, страдающих дислексией, на получение специальной помощи и льготы на обучение в школе защищены законодательно.
Опыт Великобритании — сопровождение и поддержка
Более 40 лет Британская ассоциация дислексии представляет интересы десяти процентов людей в Великобритании, страдающих дислексией.
Подозрение на дислексию чаще всего возникает в возрасте 6-7 лет — в таком случае проводят тщательное обследование, включающее несколько десятков тестов.
Специалисты проводят тесты интеллектуальных способностей, исследуют фонетические навыки, уровень развития речи и умения, связанные с когнитивными особенностями (к примеру, с памятью). Данные результатов тестов анализируются, делается развернутое заключение, на основании чего ставится диагноз.
Если диагноз подтверждается, ребенок с дислексией получает официальное заключение на несколько страниц обо всех когнитивных особенностях и дополнительных потребностях в обучении.
Это может быть дополнительное время на экзаменах, снисходительное отношение к грамматическим и орфографическим ошибкам и так далее.
Еще один важный аспект британского подхода к дислексии — здесь не считают, что дислексия – это проблемы только с чтением и письмом. Дислексия – намного более сложное явление, она может иметь влияние на навыки тайм-менеджмента ребенка или его организационные навыки, на память, скорость восприятия и многое другое. Все это находит отражение в работе с такими учениками.
Ученики со слабой или средней формой дислексии учатся в обычных британских школах. При этом практически каждая школа в Великобритании имеет в штате специалиста, который помогает разработать индивидуальную программу поддержки для учеников со специальными потребностями (School’s Special Educational Needs Co-ordinator).
Чтобы получить подобную поддержку даже не обязательно иметь установленный ранее диагноз. Специалист сам проведет необходимую диагностику, выявит сильные и слабые стороны ученика и далее вместе с родителями обсудит, какая поддержка будет оптимальной.
Если студенту уже исполнилось 16 лет — он сам принимает активное участие в определении своих целей и формирует свой план развития вместе со специалистом.
Далее через определенные промежутки времени координатор, родители и ученик встречаются вместе, чтобы определить какие результаты были достигнуты. При необходимости план корректируют.
Если ученику ставят тяжелую форму дислексии, родителям рекомендуют выбрать школу, которая имеет специальную сертификацию на работу с такими студентами и отмеченную знаком (Council for the Registration of Schools Teaching Dyslexic Pupils (CReSTeD). Это не коррекционные школы, но они могут дать больше поддержки и внимания ученикам с дислексией.
Опыт скандинавских стран — фокус на творчестве
В скандинавских странах школьников с дислексией также интегрируют в общий образовательный процесс. При этом ставку делают не на академическую успеваемость, а на развитие творческого потенциала. Здесь принято фокусироваться на сильных сторонах ребенка — это может быть рисование, театральная студия или спорт – у каждого свое.
В процессе учебы также имеет место индивидуальный подход: студентам с дислексией разрешают сдавать большинство заданий устно, на словарных диктантах дают дополнительное время и чаще прибегают к объяснению в виде визуализации.
Например, показывают, как ученик может «зарисовать» лекцию, а не записать ее с помощью слов.
Огромное значение в странах Скандинавии приобретает роль родителей. Родители могут помочь, показывая ребенку свою любовь, поддержку и заботу, и особенно, укрепляя его самооценку, которая ни в коем случае не должна падать.
Дислексия в России — ранняя диагностика и повышение осведомленности в обществе
Современные отечественные эксперты уверены, что в России — стране с богатой письменной культурой — школьникам с дислексией приходится особенно тяжело. Сочинение, изложение, диктант — это все традиционные и неизбежные формы работы, которые являются непреодолимым барьером.
В последние несколько лет над просвещением общества и поддержкой детей с дислексией активно работает Ассоциация родителей детей с дислексией.
Ассоциация родителей детей с дислексией – это группа неравнодушных деятелей культуры, науки и бизнеса, которая занимается помощью детям с дислексией и другими сложностями обучения.
В первую очередь Ассоциация пропагандирует раннюю диагностику: за помощью к экспертам следует обращаться даже тогда, когда нет видимых поводов для переживаний. Никогда не помешает определить готовность ребенка к школе или просто убедиться в отсутствии нарушений устной и письменной речи у малыша.
При своевременной диагностике и помощи большинство детей с этим диагнозом могут успешно учиться в обычной общеобразовательной среде.
Знаковым событием прошедшего года для Ассоциации стало открытие проекта бесплатной онлайн-диагностики и поддержки для детей с трудностями обучения. К проекту в том числе подключаются и специалисты из других стран — Финская школа дислексии, Американская школа дислексии.
Любой желающий, являющийся гражданином Российской Федерации, может привести ребёнка на онлайн-диагностику к логопеду или нейропсихологу. Эксперты диагностируют дислексию и другие трудности в обучении. Для записи необходимо перейти по ссылке и заполнить небольшую анкету.
Текущая приоритетная задача для Ассоциации – повышать осведомленность общества о дислексии — ведь прежде чем начать вплотную работать со школьниками, нужно хотя бы на базовом уровне рассказать педагогам и школьным сотрудникам, как они могут это сделать.
На сайте в открытом доступе выложены записи вебинаров, на которых специалисты рассказывают о том, как проводить артикуляционную гимнастику, рекомендуют развивающие игры книги, мультфильмы и упражнения, объясняют, как корректировать трудности и помогать ребёнку их успешно преодолевать.
Кроме того, логопеды и нейропсихологии Ассоциации дислексии каждую пятницу записывают познавательные лекции и выкладывают ролики на YouTube-канале организации.
По заказу Министерства просвещения экспертами Ассоциации дислексии были подготовлены методические рекомендации в школы. В настольной памятке для учителей доступным языком описаны симптомы дислексии, причины школьной неуспешности, критерии диагностики, методики и тесты, благодаря которым учитель сможет самостоятельно выявить нарушения чтения и письма.
Детям с трудностями обучения требуется адаптированная программа и специальная система оценивания.
Если педагогу требуется индивидуальная консультация по работе с детьми с речевыми нарушениями или помощь в составлении адаптированных программ, то он может обратиться в Ассоциацию и записаться на бесплатную онлайн-встречу со специалистом.