Как работает механизм общественной экспертизы
Проекты нормативно-правовых актов проходят общественную экспертизу в Общественной палате РФ (ОП РФ) — их рассматривает экспертно-аналитический отдел палаты, члены комиссий, представители научного сообщества, бизнеса и гражданского общества. Собираются мнения и далее все члены процесса голосуют — так получаются заключения.
Заключения ОП РФ затем направляются президенту, в Совет Федерации, Госдуму, правительство, федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. Этим занимается секретарь Общественной палаты РФ Лидия Михеева.
За период работы комиссии (по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив — прим.ред) с июня 2020 года мы приняли участие в согласовании более полусотни проектов заключений и рекомендаций Общественной палаты.
Можно ли действительно повлиять на законопроекты
Можно. В числе наиболее значимых наших проектов были такие:
- законопроекты в развитие принятых поправок к Конституцию Российской Федерации как в сфере образования, так и в других сферах;
- внесение изменений в Закон о регистрации в части реформирования системы кадастрового учета в РФ.
Сегодня это уже федеральные законы и наши аргументы, которые мы озвучивали при обсуждении в Общественной палате, были учтены.
Комиссия также рассматривала сразу два альтернативных законопроекта в рамках «нулевых чтений» — «О реабилитации жертв политических репрессий». Один из них сейчас еще находится на рассмотрении Госдумы.
Еще мы рассматривали проект Федерального закона «О внесении изменений в ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда», подготовленный правительством. Этот законопроект вызвал горячую дискуссию. Мы, в свою очередь, тогда высказали существенные замечания, которые в итоге были учтены и направлены в законодательные и исполнительные органы власти.
Слабые стороны механизма
Законодательные акты, поступающие на экспертизу, часто изначально имеют ряд ошибок. Например, это могут быть логические противоречия, которые создают условия для коррупционных проявлений, или необоснованное введение ограничений на права людей.
Конечно, нужно, чтобы законы были понятными и реализуемыми. И здесь качество проводимой общественной экспертизы играет очень важную роль.
Законотворческий процесс — это попытка найти баланс, согласие. Я не сторонник радикализма, существующая система экспертизы вполне оптимальна, но, конечно, все нужно совершенствовать.
Сейчас мы наметили направление — больше взаимодействовать с субъектами, чтобы как можно меньше решений принималось «кулуарно».
Второе — мы хотим теснее выстроить взаимодействие с региональными общественными советами и активизировать работу экспертов. Надо еще больше инициативы, профессионализма и идей. А еще заключения Общественной палаты должны содержать больше, не побоюсь сказать, критики. И тогда все получится.
Интервью состоялось на площадке итогового форума Общественной палаты РФ «Сообщество», который проходил в Москве 2-3 ноября.