Гранты — инструмент, который помогает НКО реализовывать большие и важные для деятельности организации спецпроекты, а в текущих условиях дает еще и ощущение устойчивости. При этом средства от частных и корпоративных грантодающих организаций можно направлять на уставную деятельность.
Для потенциальных партнеров и крупных доноров победа НКО в больших грантовых конкурсах свидетельствует о том, что организация работает прозрачно, проходит тщательные проверки документов и способна качественно отчитываться о результатах. А значит, ей можно доверять и создавать совместные проекты.
Мы спросили экспертов нескольких грантовых конкурсов, какие задачи нужно заранее решить НКО, чтобы написать качественную заявку, и подготовили короткую инструкцию к действию.
Задача № 1. Внимательно изучить материалы о конкурсе
Это даст понимание, каким критериям должна соответствовать организация-участник: какой род деятельности, какие есть особые требования к правовой форме. Изучения сайта и публикаций в социальных сетях, телеграм-каналах может быть недостаточно — лучше заглянуть в положение. Там вы найдете все детали о подаче заявок и отчетности, которая потребуется в случае победы.
Все это важно понимать на старте, чтобы оптимизировать ресурсы команды. Если НКО не соответствует критериям, организаторы «отсеют» заявку при отборе, и усилия будут потрачены впустую. А если, например, НКО не учтет особенностей отчетности и не сможет ее подать, то может столкнуться с репутационными потерями.
«Важно внимательно прочитать положение о гранте, постараться проанализировать его критерии и самое главное — честно ответить на вопрос: подходит ли НКО под эти условия?
Причем критерии могут быть как стандартные — правовая форма, к примеру, так и не совсем обычные — ваши внимание и время. Можете ли вы уделить их этому гранту? Если нет и заявка заполняется «на автомате», то НКО рискует в том числе своим «именем» и продуктивностью», — говорит Эльвира Алейниченко, руководитель Центра управления социальных инноваций GrantRafting.
Задача № 2. Найти честный ответ, для чего глобально вам нужен этот грант
Экспертам грантового конкурса важно увидеть, как эта победа поможет вам в достижении социальных изменений.
«Я видела заявки, которые по всем критериям были хороши, и задавала себе вопрос: зачем именно этот грант НКО, если она уже хорошо справляется с задачей?», — говорит Алена Быкова, руководитель направления специальных проектов Агентства социальной информации.
В заявке необходимо указать не только планы, но и подкрепить их конкретными деталями: что именно НКО собирается делать с грантом и по каким направлениям.
Например, если ваша организация помогает матерям в трудных жизненных ситуациях, то стоит указать, почему возникает эта проблема, каким именно семьям вы собираетесь помочь благодаря гранту (какому количеству и в каком регионе).
Если понимаете, что у вас нет ответа на эти вопросы, возможно, стоит отказаться от участия.
Хорошие заявки всегда отличает то, что ожидаемые результаты в таких проектах будут значимы для целевой аудитории: не 100 участников семинара, а 100 специалистов, которые освоили новые навыки и готовы применять их в работе.
По словам Ольги Вохмяниной, важно делиться итогами такой рефлексии с командой, потому что это придает вдохновения сотрудникам. Кроме того, в будущем контент заявки можно частично актуализировать для разных инструментов коммуникаций.
«Чтобы выиграть, команде НКО необходима в том числе нематериальная мотивация: полученные средства должны работать на достижение социальной миссии, которую транслирует организация, и решать проблемы подопечных. В заявках зачастую видно, «горят» ли авторы своим делом или нет. Первых, конечно, хочется поддержать», — говорит Кирилл Ольгинский, директор по коммуникациям Фонда целевого капитала «Истоки», организатор грантового конкурса «Стань заметным».
Задача № 3. Прописать четкий портрет ваших благополучателей
Команда НКО не всегда четко определяет образ своей целевой аудитории, а потому ей может быть сложно сформулировать целевую группу грантового проекта. Общими словами сложно убедить экспертов. Лучше подробно описать, кому будете помогать: пол, возраст, география и направление помощи.
Необходимо знать свою аудиторию еще и с мотивационной точки зрения. Ведь когда у НКО есть понимание, что она работает не только на себя, но и для конкретной аудитории, то появляется задача изменить отношение к подопечным, а не просто помочь ситуативно
Фото: Алексей Кузьмин
Задача № 4. Сфокусироваться на конкретных цифрах и ключевых результатах
Часто НКО включают в заявку общие формулировки. Это касается блоков про сотрудничество с партнерами, работу в команде и объем фандрайзинга. Однако для каждого конкурса важны свои показатели и акценты, поэтому лучше провести анализ положения и информации о конкурсе, а также посмотреть кейсы победителей прошлых лет (при наличии). Постарайтесь выделить самые важные показатели и отразить в заявке именно их.
«Вместо цифр, которые будут говорить сами за себя, участники стремятся рассказать в заявках обо всех своих заслугах за все время работы.
Даже если у вас нет цифр, честнее будет указать, что вы, например, пока не умеете подсчитывать охваты в социальных сетях или переходы по ссылкам на сайте. Это будет та конкретика, которая покажет экспертам, что да, сейчас есть проблемы, но вы их видите и готовы решать», — рассказала Алена Быкова.
Стратегическое планирование в заявках сильно увеличивает шансы на победу. Например, если вы понимаете, что с текущими социальными сетями вы помогали десяти матерям, а с новыми инструментами появится возможность помогать 100 — это, конечно, будет существенным плюсом. Строить предположения можно, опираясь на исследования или успешные кейсы коллег
«Перед тем, как подавать заявку на грант, чтобы создать, например, новый сайт, нужно проанализировать ваши показатели. Если у вас есть аналитика, посмотрите глубину просмотра, количество переходов на страницу пожертвований, а также на то, сколько времени пользователь проводит на сайте. Если аналитику пока посмотреть нельзя, прочитайте несколько материалов в специализированных СМИ, чтобы точно знать, на какие показатели опираться. Это придаст вашей заявке вес.
Кроме того, важно указать ваши конверсионные цели и задачи максимально четко с подкреплением цифр и данных. Например, если хотите не просто сайт, а чтобы новый инструмент приносил вам тысячу переходов на страницу пожертвований в то время, как сейчас их 500, то это уже данные, на основе которых можно строить решения», — Евгений Фонталин, управляющий партнер Группы компаний Philin Philgood.
Уже реализованные проекты и действующие партнеры — не менее важная часть заявки, чем планы на будущее. Заявка приобретет дополнительный вес в глазах экспертов, если структурировать ее и написать о самых значимых проектах и партнерах. Но не стоит пытаться указать все направления, ведь это не будет означать, что вы в них преуспели, а только затруднит понимание экспертами вашей деятельности.
Лучше сделать акцент на ключевые проекты и мероприятия, ведь заявка на грант похожа на резюме. И если в ней перечислено много небольших проектов, то жюри может показаться, что НКО работает над несущественными инициативами
«Часто к заявкам прикладывают партнерские письма, которые НКО отправляют также и для других грантов. Но эти письма, во-первых, составлены плохо (стилистически, грамматически), а во-вторых, их содержание может совсем не соответствовать теме конкретного конкурса», — отметила Алена Быкова.
Задача № 5. Понять, какие ресурсы и бюджет необходимы для реализации проекта
У НКО, которая подает заявку, всегда есть свои цели, задачи, мероприятия и бюджет в проекте, который претендует на грант. Очень важно сохранить логическую связь между этими звеньями.
Одна из частых проблем грантовых заявок связана с бюджетированием проекта. Прежде всего НКО, которые нечасто подают заявки, порой забывают оценить все необходимые для реализации проекта ресурсы, например, зарплаты юриста и бухгалтера, которые будут тратить часть своего времени на новый проект
«И не забудьте включить налоги и отчисления в пенсионный фонд! У нас нет цели поддержать самые дешевые проекты, но иногда в заявках мы видим стремление НКО к занижению расходов на проект, — добавляет Анна Скоробогатова. —
Возможно, такое стремление закладывать минимальную стоимость продиктовано желанием показать его реализуемость и повысить шансы на победу. Но на деле это часто приводит к пересчету бюджета и сложностям с реализацией хорошей идеи.
Кроме того, грантодатель всегда видит попытки упаковать текущую деятельность организации в новый проект. Стараясь найти финансирование для обычных расходов за счет грантов, фонды упускают из виду, что грант – отличный способ привлечения средств для запуска по-настоящему новой идеи. Он дает возможность стартовать пилоту, собрать доказательную базу, показать первые результаты, которые затем могут стать хорошим продуктом для фандрайзинга».
Чек-лист «Как подготовиться к подаче заявки на грант»
- Внимательно изучите положение о конкурсе, чтобы понять, подходит ли ваша НКО по всем критериям. Также важно посмотреть все материалы, которые подготовили организаторы конкурса: вебинары, памятку с частыми вопросами и все, что есть в открытом доступе.
- Изучите проекты победителей прошлых лет. Попробуйте связаться с командами этих НКО и попросить консультацию: возможно вы получите уникальный опыт.
- После согласования общих данных о проекте, который будете подавать на грант, попросите сотрудников, ответственных за разные блоки, заполнить свои части в заявке. Затем посмотрите все, сформируйте пул вопросов (которые, скорее всего, появятся) и проведите небольшую стратегическую сессию: она поможет договориться разным департаментам, причастным к предмету заявки, и улучшить ее. Не забудьте пригласить бухгалтера и финансового директора (при наличии), их экспертность поможет в планировании бюджета. Такой командой вы найдете четкие ответы на стратегически важные вопросы: как этот грант поможет вам приблизиться к миссии НКО? Кто ваши благополучатели (портрет аудитории)? Однако у всего этого процесса должен быть руководитель, ответственный за подачу заявки. Им может быть, например, директор НКО или грантрайтер.
- Обязательно прочитайте заявку свежим взглядом. Это поможет обратить внимание на недочеты (например, стилистические и грамматические) и увидеть идеи, как можно улучшить материал. Качество текста заявки, ее опрятность отражает в целом подход команды к решению задач и готовность НКО ответственно участвовать в конкурсе.