Новости
Новости
21.11.2024
20.11.2024
19.11.2024
18+
Мультимедиа

Как живется на улице Неограниченных возможностей

Возле здания, похожего на гусеницу вездеходной коляски, строится реабилитационный центр организации «Ковчег». Зачем там кострище и почему людей селят вдвоем — в фоторепортаже АСИ.

Фото: Евгения Федорова / АСИ

Озеро и белые домики

Если в пригороде Калининграда свернуть с автомобильной дороги Е28, окажешься на улице Неограниченных возможностей. Дом номер один по этой улице — зелено-белый овал, созданный в форме гусеницы вездеходного кресла-коляски. Это фабрика компании Observer, которая разрабатывает и производит технические средства реабилитации для людей с инвалидностью.

Фабрику стали строить в 2019 году и торжественно открыли уже 16 октября 2020 года. Первый этаж там отдан под производство и сборку кресел-колясок, а второй — под офис Observer и реабилитационный центр Калининградской региональной общественной организации инвалидов «Ковчег».

На территории за фабрикой идет строительство: обустраивают поле для реабилитационного центра. Там уже стоят десять белых домиков-коттеджей перед искусственным озером. В озере — рыжие и серые рыбы. А еще есть пляж и можно купаться — стоит специальное приспособление, на котором человека можно вкатить в воду.

По задумке «Ковчега» в центр человек с инвалидностью приезжает не только за физической реабилитацией, рассказывает Юлия Роменская, пресс-секретарь «Ковчега». Здесь человек получает сопровождение соцработников, возможность общаться и трудиться. Чтобы человек с инвалидностью мог трудиться, высадят доступный сад, в уходе за которым можно будет помогать.

На месте стройки будут зоны отдыха и специальная полоса препятствий с разными покрытиями и искусственными барьерами, высокими бордюрами и пандусами. На ней человек на кресле-коляске может научиться передвигаться в разных условиях, чтобы потом вести более активный образ жизни.

Фото: Евгения Федорова / АСИ

Не возвращаться в хрущевку

Весь проект начинался с одного коттеджа, рассказывает Роман Аранин, генеральный директор компании Observer, председатель КРОО инвалидов «Ковчег». На фабрике работали три человека, передвигающиеся на колясках.

Один жил на пятом этаже хрущевки и каждый день спускался, ехал на автобусе через весь город, работал по восемь часов и так же возвращался. Второй жил с мамой в одной комнате в старом немецком доме, не приспособленном для людей с инвалидностью. А третий — приехал из Архангельска, чтобы работать на фабрике. С этим нужно было что-то делать.

Поэтому сначала построили три домика для сотрудников — они живут там постоянно, когда работают, это их служебное жилье. Потом появились еще семь домов, куда парами заселяют людей, приехавших на реабилитацию. Обычно на четырехнедельный курс приезжает группа из восьми-десяти человек.

У них свой режим процедур. В реабилитационном центре работают три специалиста по ЛФК, два эрготерапевта, физиотерапевт, два массажиста и психолог. На втором этаже фабрики — кабинеты врачей, процедурная, большой оборудованный тренажерный зал.

В домиках две кровати, стол, кухня, санузел. Окна в пол выходят на противоположную от фабрики сторону. Когда человек просыпается утром, солнце светит ему в лицо, рассказывает Аранин. Когда окно открывается, можно выйти на улицу — там стоят плетеные стулья. Скоро высадят кусты, чтобы человек мог почувствовать себя в собственном саду.

«Для человека, который пять лет сидит на четвертом этаже в хрущевке, — что надо», — уверен Аранин.

Роман Аранин. Фото: Евгения Федорова / АСИ

Взаимная помощь

В центре развивают сопровождаемое проживание. У людей, которые приезжают на курс, есть свой социальный работник, который приходит по нажатию кнопки. Он может перевернуть человека ночью, помочь с гигиеническими процедурами, покормить.

Но иногда люди, которые приезжают на курс, помогают друг другу сами. По словам Аранина, в каждую группу они стараются брать одного-двух лидеров, которые бы «тянули» за собой остальных. Бывало, вместе селили человека в депрессии, у которого только ноги не работают, и «шейника» (человек с травмой в шейном отделе спинного мозга. — Прим. АСИ). И вот «шейнику» стало плохо, а соцработник не шел.

«И человек с депрессией в первый раз сам пересаживается в коляску, едет до «шейника», давит ему на грудь, чтобы тот откашлялся», — рассказывает Аранин.

Во время пандемии сотрудники «Ковчега» развозили людям с инвалидностью продуктовые наборы и специальные противопролежневые подушки. Сарафанным радио эта возможность разлетелась по всему городу, и так «Ковчег» нашел десятки людей с инвалидностью, которые «пять лет лежали дома на матрасе». А теперь проходят реабилитацию и социализируются.

«Я вижу реальные изменения. Например, человек приехал к нам в коляске, а ушел от нас с ходунками. Женщина пришла к нам с ходунками, а перед костром рассказывает, как шла без палочки и поднялась по лестнице сама», — рассказывает Аранин.

Костер в первый и последний дни курса реабилитации стал уже традицией, как в пионерлагере. Уезжают люди, по словам Аранина, друзьями и продолжают общение и после.

На курс приезжали из Калининграда, а недавно была девушка из Якутии. Вообще такую практику Аранин планирует тиражировать, как только закончится строительство.

А на выезде с фабрики стоит скульптура — человек катит кресло-коляску вверх. Она называется «Тому, кто рядом» и посвящена людям, ухаживающим за близкими с инвалидностью. «Ковчег» хочет учредить премию, на которую люди с инвалидностью могли бы номинировать своих родственников или друзей, которые всегда рядом.

АСИ познакомилось с реабилитационным центром «Ковчега» на пресс-туре, организованном Фондом региональных социальных программ «Наше будущее».

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике