Заработал единый реестр НКО-получателей поддержки
1 января 2022 года вступили в силу изменения в Налоговый кодекс РФ. Таким образом, появился единый реестр НКО-получателей поддержки. Актуальный реестр размещен на сайте Минэкономразвития.
Создание реестра было утверждено в 2021 году.
Где искать подробности?
Текст изменений доступен по ссылке.
Вступил в силу новый регламент проверок деятельности НКО Минюстом
Министерство юстиции РФ проверяет, соответствует ли деятельность НКО уставным целям и задачам, соблюдают ли они российское законодательство. В новой редакции регламента предусмотрены расширенные права специалистов Минюста при проведении проверки, закреплены перечни документов, которые Минюст вправе истребовать для ознакомления.
Из текста регламента исключили пункт, касающийся принципов невмешательства.
«Организация и проведение контроля осуществляются в соответствии с принципами законности, невмешательства в деятельность некоммерческих организаций, презумпции их добросовестности, открытости и доступности для некоммерческих организаций нормативных правовых актов Российской Федерации, соблюдение которых проверяется при осуществлении контроля, а также информации об организации и осуществлении контроля о правах и об обязанностях центрального аппарата (территориальных органов), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации, ответственности органов контроля, их должностных лиц за нарушение законодательства Российской Федерации при осуществлении контроля, недопустимости взимания органами контроля с некоммерческих организаций платы за проведение мероприятий по контролю»
По сути, при проведении проверок Минюст больше не должен руководствоваться принципом невмешательства в деятельность некоммерческих организаций, что дает специалистам Минюста более широкий спектр действий во время проведения проверки.
Новый регламент вступил в силу 11 января 2022 года.
Где искать подробности?
Текст регламента доступен по ссылке.
Правительство РФ уточнило правила представления юрлицами информации о бенефициарных владельцах
Постановление Правительства РФ увеличивает срок предоставления юридическими лицами в Росфинмониторинг или налоговую сведений о своих бенефициарных владельцах с пяти до семи дней. Увеличился и срок предоставления юрлицами скорректированных данных о своих бенефициарных владельцах, если контролирующие органы обнаружат неполные, неточные или ошибочные данные. Теперь скорректированную информацию можно представить в течение пяти дней вместо трех.
Постановление вступило в силу 15 февраля 2022 года.
Где искать подробности?
Текст постановления доступен по ссылке.
Появилась новая разновидность организационно-правовой формы фонда
Теперь закон предусматривает возможность создания не только наследственных («посмертных») фондов, но и «прижизненных» личных фондов. Это фонды, которые создаются и действуют при жизни учредителя и продолжают существовать после его смерти.
Что касается уже существующих фондов, которые преследуют благотворительные, культурные, образовательные или другие социальные, общественно полезные цели, они получают в ГК РФ новое наименование — «общественно полезные фонды».
То есть в законодательстве общественно полезные фонды и личные фонды будут существовать в качестве разных организационно-правовых форм некоммерческих унитарных организаций.
Изменения вступили в силу 1 марта 2022 года.
Где искать подробности?
Текст изменений доступен по ссылке.
Минюст сократил сроки государственной регистрации НКО, религиозных и общественных объединений
Министерство юстиции РФ направило письмо в территориальные управления с рекомендацией оптимизировать срок рассмотрения документов, подаваемых заявителями для регистрации НКО, религиозных и общественных объединений. Новый срок рассмотрения составляет семь рабочих дней с даты получения документов от НКО, а для общественных и религиозных объединений – 20 календарных дней.
Указанные сроки применяются к документам, полученным после 1 апреля 2022 года.
Где искать подробности?
С публикацией можно ознакомиться по ссылке.
Минюст изменил формы отчетности НКО и отделений иностранных НПО
Минюст издал приказ, в котором предусмотрены формы отчетности НКО и структурных подразделений иностранных НПО с увеличенным объемом сведений.
НКО и общественные объединения, в частности, должны отражать сведения о получении и расходовании средств от российских юрлиц, бенефициарные владельцы которых — иностранные граждане или люди без гражданства. Они также должны включать информацию о целевых поступлениях от российских граждан или юрлиц, действующих в качестве посредников, при получении НКО имущества от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, людей без гражданства либо уполномоченных ими людей.
Приказ вступил в силу 1 марта 2022 года.
Где искать подробности?
Текст приказа доступен по ссылке.
НКО смогут вносить деньги на свой расчетный счет через банкоматы
В федеральное законодательство внесены изменения, позволяющие НКО использовать банкоматы для зачисления наличных денег на свой расчетный счет. Например, НКО, в уставе которой закреплено право на осуществление благотворительной деятельности, сможет вносить через банкоматы пожертвования, собранные с помощью ящиков-копилок.
Изменения вступят в силу 3 сентября 2022 года.
Где искать подробности?
С текстом изменений можно ознакомиться по ссылке.
Скорректированы правила управления целевыми капиталами
Изменено несколько правил, которыми должны руководствоваться НКО при управлении целевым капиталом, в частности:
- дополнен перечень активов, куда можно инвестировать средства целевого капитала. Добавлены инвестиционные паи биржевых паевых инвестиционных фондов и клиринговые сертификаты участия;
- Банк России теперь не регулирует установление требований, направленных на ограничение рисков во время заключения договоров управляющими компаниями, и установление порядка и сроков расчета стоимости чистых активов. Они регулируются условиями договора доверительного управления;
- определено, что максимальный размер вознаграждения управляющей компании рассчитывается от средней стоимости чистых активов за отчетный год;
- закреплено, что размер расходов управляющей компании, связанных с доверительным управлением имуществом (кроме недвижимого имущества), не может превышать определенный договором доверительного управления процент средней стоимости чистых активов за отчетный год, при этом он не может быть более 0,2 % средней стоимости чистых активов за отчетный год;
- разрешено оплачивать расходы, связанные с доверительным управлением недвижимым имуществом, за счет использования имущества, составляющего целевой капитал. При этом размер расходов не может превышать определенный договором с управляющей компанией процент средней стоимости чистых активов за отчетный год;
Изменения вступили в силу 17 марта 2022 года.
Где искать подробности?
С текстом изменений можно ознакомиться по ссылке.
Госдума приняла поправки для снижения расходов фондов целевых капиталов
Изменения в Закон о целевых капиталах призваны минимизировать ущерб деятельности фондов из-за западных санкций.
Что меняют поправки:
- приостанавливают действие нормы в отношении размера использованного дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, — не менее 25% такого дохода за три года подряд до 1 января 2026 года;
- приостанавливают до 1 января 2026 года норму о расформировании целевых капиталов. Она гласит, что целевой капитал могут расформировать, если стоимость чистых активов в результате доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, снизилась по результатам трех подряд завершенных отчетных лет более чем на 30%. Расформировать могут и в том случае, если стоимость чистых активов уменьшилась по итогам одного отчетного года более чем на 50%;
- Специализированный фонд целевого капитала (СФЦК) теперь вправе использовать на административно-управленческие расходы не более 30% суммы дохода от доверительного управления имуществом, составляющим целевой капитал, или не более 25% суммы поступившего за отчетный год дохода от целевого капитала, или не более 1% средней стоимости чистых активов, находящихся в доверительном управлении управляющей компании, за отчетный год.
К административно-управленческим расходам в том числе относятся: оплата аренды помещений, зданий и сооружений, расходы на приобретение основных средств и расходных материалов, на проведение аудита, на выплату заработной платы, на управление организацией или ее отдельными структурными подразделениями, на приобретение услуг по управлению организацией или ее отдельными структурными подразделениями.
СФЦК вправе использовать на такие расходы не более 10% суммы пожертвований, поступивших на формирование и (или) пополнение целевого капитала, если это предусмотрено договором пожертвования.
Закон вступил в силу 14 июля 2022 года.
Где искать подробности?
Текст закона размещен по ссылке.
За административное правонарушение, совершенное НКО впервые, могут вынести только предупреждение
Согласно изменениям в Кодексе об административных правонарушениях, НКО в такой ситуации могут вынести только предупреждение, если правонарушение не связано с причинением вреда или угрозой вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде, с имущественным ущербом, за которое установлена санкция в виде административного штрафа.
Кроме того, НКО не привлекут к ответственности, если за то же нарушение привлекли к ответственности ее должностное лицо или работника. За несколько нарушений будут привлекать к ответственности как за одно, если они выявлены во время одной проверки и ответственность установлена в одной статье КоАП РФ или регионального закона.
Изменения также коснулись и размера штрафа, налагаемого на СО НКО в качестве административной ответственности. Теперь размер штрафа будет равен санкции для ИП, а не юридических лиц.
В случае отсутствия специальной ответственности для ИП, размер штрафа для таких СО НКО будет ограничен 50% штрафа для юридических лиц.
При этом на момент совершения правонарушения НКО должна быть в реестре СО НКО — получателей поддержки. Речь идет не об объединенном реестре Минэкономразвития, а о существующих реестрах получателей поддержки, которые отдельно формируют федеральные, региональные и местные органы власти.
Изменения вступили в силу 6 апреля 2022 года
Где искать подробности?
С текстом изменений можно ознакомиться по ссылке.
Правительство РФ отменило плановые проверки НКО в 2022 году
Постановление Правительства РФ отменяет плановые проверки в 2022 году при условии, что объекты контроля не отнесены к категориям чрезвычайно высокого и высокого риска.
За Минюстом остается право проведения внеплановых проверок в 2022 году с извещением об этом органов Прокуратуры.
Постановление вступило в силу 25 марта 2022 года.
Где искать подробности?
Текст постановления Правительства РФ можно прочитать по ссылке.
Meta признана в России экстремистской организацией
Компания, владеющая популярными социальными сетями Facebook* и Instagram*, признана экстремистской организацией по решению суда.
*Продукт принадлежит организации Meta, признанной экстремистской и запрещенной в РФ.
Признать Meta экстремистской организацией попросили Роскомнадзор и Генеральная прокуратура в ответ на публикацию внутреннего письма компании, в котором сообщалось, что та временно снимает в своих соцсетях запрет для жителей ряда стран на размещение информации, содержащей призывы к насилию в отношении российских граждан, в том числе военнослужащих.
Для НКО это означает, что вести указанные соцсети можно, но следует воздержаться от размещения логотипов соцсетей в публичном пространстве (визитки, сайт, ссылки в корпоративной почте и т.д.), а также не пользоваться платными услугами, предлагаемыми соцсетями, включая рекламу или продвижение постов через рекламный кабинет.
Где искать подробности?
Ознакомиться с решением можно по ссылке.
Законы об иностранных агентах
- Минюст установил новые сроки и формы подачи отчетности для НКО-иноагентов
- Минюст утвердил формы и сроки подачи отчетности для СМИ-иностранных агентов
- Изменились правила размещения аудиторских заключений НКО-иноагентами
- Создан единый реестр сведений о физлицах-иноагентах, либо аффилированных с иноагентами
- Госдума приняла обобщающий закон об иноагентах
Минюст установил новые сроки и формы подачи отчетности для НКО-иноагентов
Форму №ОИА001 необходимо будет представлять в Минюст РФ до 15 января и до 15 июля.
Форму №ОИА002 нужно представлять в Минюст до 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября соответственно.
Приказ предусматривает новую форму отчетности №ОИА003, в которой обозначена дата представления аудиторского заключения в Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Приказ вступил в силу 1 марта 2022 года.
Где искать подробности?
С текстом приказа можно ознакомиться по ссылке.
Минюст утвердил формы и сроки подачи отчетности для СМИ-иностранных агентов
Минюст выпустил приказ, на основании которого люди и организации, включенные в реестр СМИ-иноагентов, должны предоставлять отчетность по формам, утвержденным приказом Минюста России от 30 сентября 2021 года №184.
СМИ-иноагенты предоставляют в Минюст:
- отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников по форме № ОИА001 до 15 января и до 15 июля, следующих за отчетным полугодием;
- отчет о целях расходования денег и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников, и о фактическом расходовании и использовании денег и иного имущества, полученных от иностранных источников, по форме № ОИА002 до 15 января, 15 апреля, 15 июля, 15 октября, следующих за отчетным кварталом;
- сообщение о представлении аудиторского заключения в государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности, по форме № ОИА003 ежегодно в течение 15 рабочих дней со дня, следующего за датой аудиторского заключения, но не позднее 31 декабря года, следующего за отчетным. При этом аудит должен быть проведен не позднее 15 апреля года, следующего за отчетным.
Сообщение о предоставлении аудиторского заключения (форма ОИА003) не нужно предоставлять физлицам, включенным в реестр СМИ-иноагентов, а также иностранным структурам без образования юридического лица, включенным в реестр СМИ-иноагентов.
Приказ устанавливает, что СМИ-иноагенты помимо маркировки производимых и распространяемых материалов должны также маркировать материалы, направляемые в государственные органы, органы местного самоуправления, образовательные и иные организации, указанием на то, что эти материалы произведены, распространены и/или направлены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иноагента.
Информация относительно деятельности иностранного СМИ-иноагента, распространяемая через СМИ, также должна сопровождаться указанием на то, что такая информация касается деятельности иностранного СМИ-иноагента.
Приказ вступил в силу 7 июня 2022 года.
Где искать подробности?
Текст изменений доступен по ссылке.
Изменились правила размещения аудиторских заключений НКО-иноагентами
НКО-иноагенты теперь обязаны размещать аудиторское заключение на государственном информационном ресурсе бухгалтерской (финансовой) отчетности, который администрирует ФНС. В Минюст необходимо будет отправить информацию, подтверждающую представление аудиторского заключения на указанный ресурс.
Изменения вступили в силу с 1 января 2022 года, т.е. аудиторское заключение за 2021 год НКО-иноагенты должны представлять на ресурс ФНС, а не в Минюст.
НКО также все еще обязаны публиковать аудиторское заключение на Федресурсе.
Где искать подробности?
Текст изменений можно прочитать по ссылке.
Создан единый реестр сведений о физлицах-иноагентах, либо аффилированных с иноагентами
Согласно принятым изменениям, в новый реестр будут включаться сведения о следующих людях:
- включенных в список физических лиц, выполняющих функции иноагента;
- включенных в реестр СМИ, выполняющих функции иноагента;
- входящих (входивших) в состав органов НКО-иноагента и/или ее учредителях (бывших или нынешних), членах, участниках, руководителях либо работниках;
- входящих (входивших) в состав органов незарегистрированного общественного объединения – иноагента и/или его учредителях, членах, участниках, руководителях;
- входящих (входивших) в состав органов управления и/или учредителях, руководителях, работниках иностранного СМИ-иноагента, других людей, информация о которых включена в реестр иностранных СМИ-иноагентов;
- осуществляющих (осуществлявших) политическую деятельность и получающих (получавших) деньги и/или иную имущественную помощь от НКО, незарегистрированного общественного объединения, физического лица, выполняющих функции иноагента, в том числе через посредников, для осуществления политической деятельности.
Порядок ведения реестра Минюст утвердит позднее.
Изменения вступили в силу 14 марта 2022 года.
Где искать подробности?
С текстом изменений можно ознакомиться по ссылке.
Госдума приняла обобщающий закон об иноагентах
В апреле 2022 года в Госдуму был внесен законопроект, обобщающий нормы российского законодательства об иноагентах. Законопроект был принят Госдумой в конце июня 2022 года.
Что включает в себя закон:
- объединяет четыре существующих реестра иноагентов в один общий. Создает четкий порядок включения/исключения иноагентов из реестра. Кроме того, появится новый реестр — людей, аффилированных с иноагентами;
- иностранным агентом может быть признано любое российское или иностранное юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, иное объединение лиц или физическое лицо независимо от его гражданства или отсутствия такового, если такие лица получают иностранную поддержку или находятся под иностранным влиянием и осуществляют иную деятельность, виды которой будут определены законом;
- вводит понятие «иностранного влияния» — предоставление иностранным источником поддержки и/или оказание воздействия в том числе путем принуждения, убеждения и/или иными способами. Под поддержкой понимается предоставление иностранными источниками денег и/или иного имущества, а также оказание иностранным источником организационно-методической, научно-технической помощи, помощи в иных формах;
- иноагенты будут обязаны сообщать о наличии такого статуса своим работникам, учредителям, бенефициарам, органам публичной власти, маркировать производимые ими материалы;
- иноагентам запрещено осуществлять преподавательскую, просветительскую, воспитательную деятельность в отношении несовершеннолетних, производить для них информационную продукцию;
- иноагент не вправе быть организатором публичного мероприятия, получать государственную финансовую поддержку, пользоваться упрощенной системой налогообложения, вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов, политических партий;
- на иноагентов распространяются ограничения, связанные с инвестированием в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны России и ее безопасности;
- расширяется перечень иностранных источников. Наряду с иностранными государствами, международными организациями в качестве источника указываются «иностранные структуры без образования юридического лица»;
- иноагентам запрещается получать бюджетную поддержку на творческую деятельность, участвовать в качестве эксперта в проведении государственной экологической экспертизы, а также эксплуатировать объекты «критической информационной инфраструктуры» и обеспечивать их безопасность. К таким объектам относятся информационные системы органов государственной власти (например, портал «Госуслуги»);
- иноагентам запрещено быть поставщиком товаров и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
- иноагентом нельзя будет признавать членов международных организаций, приехавших на территорию России для исполнения служебных обязанностей. Из потенциальных иноагентов исключаются объединения работодателей и зарегистрированные торгово-промышленные палаты;
- если иноагент что-то нарушил, Минюст теперь будет обязан выдать предписание об устранении нарушений. Срок для устранения — не менее месяца.
Закон вступит в силу 1 декабря 2022 года.
Где искать подробности?
С текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке.
На стадии рассмотрения
СО НКО смогут исключать из реестра социально ориентированных некоммерческих организаций, получающих помощь от государства
Из реестра могут начать исключать за нарушение статей КоАП РФ, указывающих на деятельность, направленную против Россиb. Основанием для исключения станет нарушение статей КоАП РФ: 13.15. Злоупотребление свободой массовой информации, 20.3.3. Дискредитация использования Вооруженных сил Российской Федерации, 20.2. Нарушение порядка проведения митингов.
Исключение будет производиться на основании решения суда. На дату написания дайджеста предложенные критерии находятся в стадии рассмотрения.
Меры поддержки НКО в условиях санкций
В 2022 году зарубежные государства ввели несколько пакетов санкций в отношении России, которые повлияли и на некоммерческий сектор. Комитет Госдумы по развитию гражданского общества, вопросам религиозных объединений в марте 2022 года провел заседание, на котором рассмотрел предложения по мерам поддержки НКО. Количество предложенных мер составило 40 штук.
По данным из открытых источников, среди наиболее обсуждаемых мер поддержки — приостановление камеральных проверок в отношении НКО, использующих пониженные тарифы страховых взносов, а также НКО из реестра Минэкономразвития; принятие законопроекта, приравнивающего НКО к малым субъектам бизнеса (МСБ) в части доступа к поддержке, предусмотренной для таких субъектов; продвижение социальной и фандрайзинговой рекламы НКО; получение НКО субсидии на то, чтобы привлекать безработных граждан к общественным работам в своей организации.
Вице-премьер Татьяна Голикова попросила профильные министерства рассмотреть предложенные меры поддержки НКО. На дату составления дайджеста информации о рассмотрении мер поддержки профильными министерствами не поступало.
Единые правила выплат компенсаций добровольцам (волонтерам) в случае причинения вреда их жизни или здоровью
В июне в Госдуму внесен законопроект о внесении изменений в Федеральный закон «О благотворительной деятельности и добровольчестве (волонтерстве)», предусматривающий единый порядок выплат добровольцам (волонтерам) компенсации в случае причинения вреда их жизни или здоровью при осуществлении добровольческой деятельности на территории России, а также при оказании гуманитарной помощи иностранным государствам.
Согласно законопроекту, порядок и условие назначения компенсаций будет устанавливать Правительство Российской Федерации.
Также законопроект предусматривает создание единой информационной системы данных о добровольцах (волонтерах) и волонтерских организациях.
С текстом законопроекта можно ознакомиться по ссылке.