Татьяне Т. 47 лет, воспитывает дочку-подростка. По образованию экономист, работала в разных сферах, даже вязала на заказ. В настоящее время ищет работу со свободным графиком.
«Сейчас я в относительной ремиссии и продолжаю лечиться. Раз в месяц езжу на уколы, принимаю таблетки», – говорит Татьяна.
Три года назад у нее диагностировали рак молочной железы. Все началось с небольшого уплотнения. Через полтора месяца Татьяна пошла в поликлинику.
«Было страшно, но была и надежда, что это доброкачественная опухоль», – рассказывает Татьяна.
«Сюда приходят в ожидании конца»
«После УЗИ меня отправили к районному онкологу. Он посмотрел и печально заявил: я – их клиент. В тот момент я еще надеялась, что все обойдется», – продолжает Татьяна.
Онколог дал направление к хирургу-онкологу. Врач быстро посмотрел результаты и дал направление на пункцию. Время приема ограничено, людей в отделении много – в итоге все, что сказали Татьяне: «Это рак, берите бумажку и делайте все по ней».
Фото: Екатерина Манаенко / фонд «Дальше»
Хотя на руках даже не было результатов биопсии, Татьяна почувствовала полную безысходность. Вышла из кабинета и расплакалась.
«Пошла делать пункцию в больницу. Там унылая атмосфера, люди с пяти утра ждут очереди. Возникало ощущение, что они сюда пришли не для лечения, а в ожидании печального конца. Я пыталась справиться с собой и на этом этапе поняла, что не хочу там оперироваться – в такой обстановке я не вылечусь», – говорит Татьяна.
Знакомые посоветовали обратиться в Московский научно-исследовательский онкологический институт имени П.А. Герцена. Татьяне повезло, ей дали туда направление. В институте было уже не так уныло, обычная обстановка медицинского учреждения, и Татьяна начала лечение.
У нее была третья стадия, начинать нужно было с химиотерапии, она далась нелегко.
«Сожаление, что не пришла раньше»
В период химиотерапии Татьяна искала, чем себе помочь. В первую очередь нужна была психологическая поддержка. Был момент между курсами, когда стало так тяжело, что едва не бросила лечение.
«Я нашла службу психологической помощи, сходила на встречу с психологом. Рассказала, что не хочу продолжать и мне страшно. Но так получилось, что я не ощутила нужную поддержку, а только больше погрузилась в свои переживания», – говорит Татьяна.
Татьяна все же продолжила курс химиотерапии. Нового психолога искать не стала, но начала много читать о раке груди. И случайно нашла фонд «Дальше» и его главный проект — центр поддержки «Вместе».
На сайте центра «Вместе» проходят онлайн-занятия, есть записи лекций врачей и специалистов. Татьяна читала о диагнозе и жизни с ним, о том, какие ситуации возможны во время лечения.
Фото: Екатерина Манаенко / фонд «Дальше»
«Я из тех людей, кому очень важно понимать, как проходит лечение и что можно сделать. И знания, которые дает фонд, для меня стали очень значимым вкладом в борьбу с диагнозом», – объясняет Татьяна.
После окончании химиотерапии Татьяна потеряла фонд из виду. В следующий раз она наткнулась на организацию уже после операции летом 2020 года.
«Я записалась на консультацию с лимфологом и даже жалко, что не обратилась раньше: если бы я была лучше подготовлена, у меня бы не было лимфостаза. Я же изучала постфактум, как решить проблему. Тогда уже страха не было – только жажда знаний и сожаление, что не пришла раньше», – говорит Татьяна.
«Берут тех, кто готов»
В какой-то момент Татьяна поняла, что готова еще раз поработать с психологом.
Сначала она хотела попасть на курс фонда «Преодолеем страх рецидива вместе». Для этого нужно было пройти специальное тестирование, и оказалось, что к курсу Татьяна еще не готова.
«Сейчас я понимаю, что это было верное решение. Бывает состояние, когда человек не готов идти в глубокую внутреннюю работу – и вот у меня был тот самый момент. И здорово, что на такие программы берут тех, кто готов», – говорит Татьяна.
Специалист перенаправила ее в группу «Живем дальше» под руководством Оксаны Булавской, клинического психолога фонда «Дальше». Там Татьяна познакомилась с другими женщинами с онкодиагнозом.
Татьяна с Оксаной Булавской. Фото: Екатерина Манаенко / фонд «Дальше»
В группе меньше десяти человек. На занятиях они учились оценивать свое состояние, принимать диагноз, а еще – поддерживать друг друга.
Сейчас занятия уже кончились, но «выпускницы» группы до сих пор встречаются. Татьяна говорит, ей очень важно было сохранить эту связь с теми, кто пережил то же, что и ты.
«Я перестала слушать лекции – всю необходимую мне информацию уже получила, но от фонда не отдаляюсь. У меня есть ощущение связи и благодарности, и хочется отплатить взаимностью. Когда могу, я всегда приезжаю в фонд и помогаю там, где могу быть полезной», – говорит Татьяна.
«Когда, если не сейчас?»
Оглядываясь назад, Татьяна уверена: всегда важно помнить о себе и своем здоровье. Если что-то волнует – лучше сразу проверить. Принципы работы врачей, специфика лечения онкологии, маршрутизация – информации очень много, и быстро все узнать не получится.
Поэтому лучше не затягивать.
«Недавно для нас проводили фотосессию, для меня это была первая фотосессия в жизни. И вроде страшно, а понимаешь: а когда, если не сейчас пробовать что-то новое», – заключает Татьяна.
Сейчас Татьяна старается чаще рассказывать о фонде знакомым и врачам. Потому что знает: в случае с онкологией на лечение влияет многое, в том числе то, как организована помощь и какую поддержку человек получает. А «Дальше» готово обеспечить эту поддержку.
Этот материал — часть проекта «НКО-профи Москвы: информация и практики», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о работе московских СО НКО по ссылке.