Союз родителей по сути начался с моего первого материнства, в 2012 году. Курсов по осознанному ведению беременности, грудному вскармливанию в Челябинске тогда не было. Тогда я сама начала искать консультантов по ГВ и педиатров, организовывала с ними бесплатные встречи, куда приглашала всех желающих. Моя идея была простой — продвигать взгляд на осознанное материнство, которое в радость.
С рождением третьего ребенка я решила учредить некоммерческую организацию. Организация встреч и семинаров к тому времени стала моей постоянной деятельностью, в которую и дальше хотелось вкладываться. Встал вопрос, как перейти к системной работе, построить команду. И уже тогда рядом со мной было достаточно много волонтеров и единомышленников.
Рассчитывать на себя
Коммуникации — это по сути все, что нас окружает и все, что мы делаем. Обычный пост в соцсети — это коммуникация с аудиторией. Я с самого начала понимала, что правильные коммуникации работают на рост доверия и репутацию, поэтому придавала этому большое значение. Но и без провалов не обошлось.
Была пара случаев, когда мы организовали достаточно крупное мероприятие для родителей в нашем городе. Обратились к местной администрации, органам власти, соцзащите разместить на своих ресурсах приглашения. Разместили также приглашения у местных блогеров и в родительских сообществах. И успокоились: были уверены, что народу придет тьма. А в итоге пришло очень мало человек.
Так мы впервые осознали, что нужно самим активно вовлекать людей, самим выстраивать коммуникации, вовлекать в свои социальные сети подписчиков и рассчитывать, в первую очередь, на свои ресурсы.
Мы по-прежнему работаем с ресурсами органов власти, ключевых партнеров, размещаем у них анонсы, но теперь мы осознаем, что это больше работает на наш имидж и не делаем ставку на то, что оттуда придет аудитория.
Ставка на личные взаимоотношения
Еще одна ошибка, которую мы в начале допустили, — под разные проекты задействовали разные соцсети. Но последний год мы выделили для работы одну соцсеть «ВКонтакте» (сейчас выбор сам сузился) и целенаправленно работаем с ней: у нас есть план по увеличению количества подписчиков — «своих» активных родителей.
Мы также завели специальный чат анонсов: там находятся более 400 лояльных родителей, которые уже были на наших мероприятиях и всегда первые в курсе наших событий. То есть мы все больше делаем ставку на личные взаимоотношения: отслеживаем семьи, которые приходят на наши мероприятия уже не первый год.
Обмен опытом и насмотренность
Несмотря на то, что до многих коммуникационных «фишек» мы додумались и внедрили сами, хотелось нового уровня и обмена опытом. На стажировку по коммуникациям в АСИ мы попали только с третьей заявки. Помню, какое впечатление на меня произвела сама заявка — в ней были вопросы, которые уже направляли нас в нужную сторону: где мы сейчас, куда дальше хотим двигаться.
На стажировке кто-то из участников сказал, что «успех генерирует успех», это абсолютная правда. Сначала ты прикладываешь усилия, чтобы добиться успеха, а затем твои достижения притягивают успех сами.
Стажировка, в первую очередь, дает насмотренность: посмотреть, как «живут» и как выстраивают коммуникации организации, к опыту которых обращаемся. Про одни компании я знала давно — «Нужна помощь», «ВКонтакте». С другими, например, Todogood познакомилась впервые.
Коммуникации нового времени
Одна из идей, которая меня сильно «зажгла» во время стажировки, — коммуникации с аудиторией через одежду. В родительской теме можно очень круто отработать тему мерча. Моя коллега из «Союза родителей» уже вызвалась стать куратором этого проекта и в ближайшее время организует опрос мнений из родительского сообщества о том, какие надписи им хотелось бы видеть на мерче. Это тоже часть коммуникационной стратегии, и люди, которые примут участие в опросе, затем могут стать первыми покупателями.
Еще инсайт — мы поняли, что нужно как можно скорее верифицироваться в каталоге фонда «Нужна помощь» и «ВКонтакте». Раньше у нас эта «галочка» в планах тоже стояла, но далеко. Верификация «ВКонтакте» позволит нам в том числе размещать таргетированную рекламу без очереди на конкурс субсидий от «ВК».
Раньше мы не смотрели в сторону подкастов и думали «кто слушает эти подкасты»? А на встрече в центре «Благосфера» в рамках стажировки вдруг пришло осознание, что за этим видом коммуникаций будущее. Если мы сами чем-то не пользуемся, не значит, что этим не пользуются другие.
Теперь хотим попробовать создать свои подкасты на тему материнства, грудного вскармливания, семейных взаимоотношений, вопросов воспитания. Уже запланировали наше участие онлайн на фестивале подкастов в «Благосфере» 21 декабря.
Благодаря стажировке мы узнали, что делаем какие-то классные вещи, которые для других участников в новинку. Например, в нашей группе работают видеорубрики со специалистами: есть рубрика #лайфхакиотца, которую ведет главный врач детской поликлиники, отец шестерых детей Антон Рыжий. Периодически он публикует видео с ответами на вопросы, которые присылают наши подписчики.
Хотим также привлечь к работе с нашим семейным порталом группу студентов местного журфака: писать истории семей, анонсы, посты в соцсети. Нам польза, а студентам — опыт и вдохновение.
Само общение между участниками стажировки тоже немаловажно. Это и обмен опытом, и договоренности на будущие коллаборации. В следующем году хотим нашей командой съездить в Пермь в фонд «Дедморозим», чтобы перенять опыт, поучиться их креативному подходу к акциям. Есть и другие идеи совместных проектов — все они родились непосредственно во время стажировки.
Школа коммуникаций и инноваций АСИ – часть проекта «НКО-координаты», который осуществляется в 2022 году при поддержке Фонда президентских грантов. Школа включает также проведение вебинаров с редакторами АСИ и медиаклуба «АСИ – Благосфера».
Записала Анна Ермягина
Материал подготовлен по проекту «НКО-координаты». Проект реализуется Агентством социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.