Так получилось, что за последнюю неделю сразу на нескольких мероприятиях, где я была, рассуждали об образовании для НКО и об НКО. И вот несколько мыслей, которые меня зацепили.
На презентации исследования «Современный руководитель НКО: знания, навыки, компетенции» в центре «Благосфера» поднимали вопрос: нужно ли специальное базовое образование именно для руководителей и менеджеров некоммерческого сектора или хватит общего.
И вот Владимир Вайнер высказал такую мысль: на самом деле во все курсы менеджмента и в другие образовательные программы нужно включать разделы, посвященные НКО-сектору. Мне показалось это очень правильным.
А вот второй пример. На внутренней встрече АСИ с представителями Шанинки мы обсуждали, что бы сделать, чтобы студенты больше узнавали о некоммерческих организациях, их жизни и проектах, участвовали в них и поддерживали. И пришли к заключению, что интересно было бы общаться и с преподавателями, рассказывать им в первую очередь. Действительно, трудно ожидать, что студенты будут что-то знать о некоммерческом секторе, если их преподаватели в это не вовлечены. Ведь некоммерческие организации работают уже практически во всех сферах, так что даже если ты учишься на биолога или географа, по-хорошему нужно что-то знать и про работу НКО в своих направлениях.
А раз студентам ничего такого не рассказывают, то чего удивляться, что они почти не рассматривают НКО как возможное место будущего трудоустройства.
Тут, мне кажется, может помочь так называемая третья миссия университетов. Те вузы, которые активно ей следуют, взаимодействуют с сообществом и так или иначе пересекаются с некоммерческим сектором.
Третий момент — на встрече Форума Доноров в Школе-студии МХАТ был круглый стол, посвященный театральным школам и роли меценатов в их поддержке. Там Александра Болдырева, руководитель Форума Доноров, спросила: «А есть ли место в программах театральных школ тем смыслам, о которых мы говорим?».
И мне захотелось к этому вопросу добавить: «А в этих театральных школах вообще что-нибудь рассказывают студентам про меценатство и благотворительность?». Возможно, будущим актерам можно и не изучать эту сферу, но в школах учат и будущих продюсеров, которым наверняка придется иметь дело с меценатами.
Да, это действительно очевидная вещь. Можно спорить о том, нужна ли специальная образовательная программа для менеджеров НКО или нужны ли профессиональные стандарты, но вот то, что информация об НКО должна быть в программах высшего образования, это бесспорно.
Нужно двигаться в этом направлении, нужно встречное движение и НКО-сектора, и вузов. В прошлом году Центр исследований гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ выпустил учебник по благотворительности и волонтерству. Вот из него можно черпать информацию, он очень всеобъемлющий. Но кто-то должен захотеть это сделать.