9 марта в Санкт-Петербурге открылась конференция «Управление выгоранием для НКО: практики стресс-менеджмента 2023», организованная психологическим центром «Форсайт». В течение двух дней эксперты по выгоранию и руководители НКО будут искать способы минимизировать стресс на работе и поддерживать сотрудников.
Конференция открылась панельной дискуссией «Философия баланса и BANI-мир. Актуальные проблемы в НКО», на которой постарались выяснить, в каком состоянии находится НКО-сектор сегодня.
Мир вокруг
Сегодня все живут в так называемом BANI-мире. BANI – это акроним, который расшифровывается как «brittle, anxious, non-linear, incomprehensible»: хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый или непонятный.
Концепцию акронимов разработали, чтобы предприниматели и крупный бизнес могли понимать, что ожидать от внешнего мира и как планировать свою работу, рассказывает Анна Курумчина, федеральный эксперт по некоммерческим организациям, эксперт по культурной политике и дипломатии, бизнес-тренер. Однако сегодня понимание мира вокруг полезно и для работы некоммерческих организаций, добавляет она.
До 1980-х годов мир характеризовали акронимом SPOD: устойчивый, предсказуемый, простой, определенный. В это время можно было планировать работу на десятилетия вперед, и модели управления организацией могли не меняться годами.
Без интернета было немного информации, но в основном подлинной, и руководителям не нужно было долго и много разбираться, что правда и как поступить. Работники оставались на одном предприятии долгое время, накапливая опыт и профессионализм. Штат и организационная структура компаний не менялись.
Но мир стал меняться и терять стабильность: пришел VUCA-мир – нестабильный, неопределенный, сложный и неоднозначный. Появлялись компьютеры, распространялся интернет, и информации становилось все больше. Важнее многих лет в одной компании становились мягкие навыки: нужно было учиться и меняться.
Новую сегодняшнюю реальность назвал BANI-футуролог Джамаис Кашио. Самая его главная характеристика – хрупкость, при которой даже самые стабильные и большие структуры могут рухнуть в один день. Это касается и государств, и корпораций, и маленьких компаний.
Информации стало огромное количество, работать с ней стало сложно: на одну новость есть один фейк, а на него – другой. Руководителям компаний и НКО стало трудно разобраться, на что можно опереться. Между причиной и следствием может не оказываться взаимосвязи.
Чтобы выживать в этом мире, нужно принимать перемены и отсутствие стабильности как данность, говорит Курумчина. Перемены – это нормально, и нужно понимать, что сравнивать вчера и сегодня, сегодня и завтра уже нельзя.
Планировать работу необходимо максимально гибко: пусть стратегические цели будут запланированы на долгие годы вперед, но небольшие шаги к ним нужно пересматривать и менять в зависимости от ситуации.
Как живется в стрессе
В НКО-секторе терпимо относятся к стрессу и турбулентности, считает Ольга Дроздова, руководитель проектов Агентства социальной информации. Это же подтверждают исследования, которые проводит АСИ.
Вся работа НКО, даже в спокойные и стабильные времена, проходит в постоянной борьбе и дефиците. Дефиците средств, внимания, доверия.
Еще пять лет назад НКО приходили за психологической помощью с мыслью, что психологи могут что-то подправить в сотрудниках и тем станет легче работать, рассказывает Вероника Гатилова, психолог, тренер, специалист проекта по профилактике выгорания центра «Форсайт».
Считалось, что если в НКО проведут групповую сессию о том, как справляться с тяжелыми эмоциями, все с новыми силами продолжат работу. Действительно, после сессий становилось легче, но в конечном итоге человек возвращался к тому же рабочему месту, тем же тяжелым историям и реалиям.
За последние несколько лет запрос от НКО изменился: от просьбы «починить сотрудника» к признанию того, что есть какая-то трудность, с которой нужно системно разобраться. Так получается не разовая акция, а длительная работа всей команды.
По словам Гатиловой, большая вовлеченность сотрудников НКО в свою работу – это одновременно и ценность, и сложность. Она может привести к истощению: сотрудники уходят на переработки, забывают, что они просто люди и в конце концов растрачивают себя совсем.
Поэтому даже в самой важной работе нужны рамки и стопоры, напоминания, что помимо подопечных у сотрудника НКО есть семья и друзья.
Задача всего сообщества, считает Гатилова, поддерживать друг друга, поправлять, когда другой забывает об отдыхе, и вместе налаживать в НКО-секторе здоровое отношение к работе.
Конференция – часть проекта «От аврала к балансу», реализуемого при поддержке Фонда президентских грантов. Партнер – Агентство социальной информации.