Доступная среда – это среда, в которой комфортно находиться разным людям: детям, взрослым и пожилым, иностранцам и представителям разных культур, людям с разным жизненным опытом и потребностями. Вообще инклюзия – это реальное воплощение принципов толерантности. Она для людей и начинается с людей.
И поэтому пространство, в первую очередь, делает комфортным не физические приспособления, а сами люди, которые его олицетворяют.
Бывают моменты, когда какое-то некомпетентное или дискриминирующее поведение со стороны человека обнуляет все остальные попытки сделать среду доступной: удобные туалеты, пандусы и лифты.
Такой случай был даже в нашей практике много лет назад. Мы – молодой музей. Наше пространство конструировали компетентные специалисты. И мы подумали: «Мы – самые доступные, нам не о чем беспокоиться». Пока к нам не пришел невидящий человек.
Он пришел с собакой-поводырем. На входе его не пропустила охрана: потому что мы — современный музей, и у нас так много электрического оборудования, что случайно пролитые электролиты (источником которых может быть собака) могут его повредить. И человек так и не прошел. Потому что не было системной работы с персоналом и ценности инклюзии дошли не до каждого.
Но верно и обратное: я бывала на необорудованных площадках, где работают люди, которые создают пространство инклюзии и без продуманной инженерами доступности. Чаще всего такое встречается в регионах.
Это люди, которые настроены на коммуникацию и принятие. Они могут не знать каких-то особенностей общения, но благодаря своей ориентации на человека им удается построить комфортную среду для всех.
Есть один важный принцип: главное, чтобы был искренний интерес к человеку. Именно к человеку, а не его диагнозу и особенностям.
Кто ответственен?
Я считаю, что ответственность за создание доступной среды лежит сразу на нескольких категориях людей. Вообще ответственность – это вещь с парадоксальной математикой, потому что она не делится, а только суммируется. Я назову группы и институции, которые отвечают за создание такой среды, и каждая из них, на мой взгляд, должна вкладываться на 100%.
Я упущу государство – это не мой уровень рефлексии. И начну с организации и ее ценностей.
Руководство организации должно осознать и проговорить ценность доступной среды. Если для них это не важно (а такое возможно), то сделать пространство комфортным для всех будет очень сложно. И вряд ли получится сделать площадку инклюзивной полностью.
Второе звено – специалисты организации, которые отвечают за создание инклюзии на своей площадке. Это «сторожевой», который в каждом проекте представляет потребности разных людей и смотрит их глазами. И следит, чтобы в любом мероприятии их интересы учитывались.
Также за это ответственны люди, которые отвечают за взаимодействие с посетителями: администратор, охранник, гид. Человек, который приходит на площадку, вступает в множество связей, каждая из которых может быть катастрофичной, а может – воодушевляющей. Поэтому важно, чтобы каждый, с кем он встречается, был настроен на посетителя.
Еще одно важное звено – волонтеры, на которых ложится большая коммуникационная нагрузка. Волонтеры – проводники для посетителя с особыми потребностями по площадке. Именно они строят мостик, по которому сможет пройти и человек с инвалидностью, и иностранец, и пожилой. И при этом волонтер выбирает тот маршрут, который лучше подойдет в каждом конкретном случае, поможет обойти барьеры. На мой взгляд, это ключевой элемент.
Отдельно стоит выделить посетителей. Основная аудитория, с которой работает Центр толерантности, – то самое большинство. Потому что от большинства зависит качество коммуникации не только на площадке, но и во всем мире.
Это искусство жить в мире разнообразия. И это большая работа научить людей жить в таком мире. Ни государства и ни общества, а в первую очередь нас – Центра толерантности.
А как построить мир разнообразия?
Но часто, к сожалению, даже если человек хочет выстроить вокруг себя толерантный мир, он не умеет этого делать. Это требует знаний и практики. Но есть несколько универсальных правил, которыми я готова поделиться:
- Не забывайте, что напротив вас – человек, а не его особенности. Не слепой, не пожилой, не иностранец. Давайте попробуем оставить все ярлыки до начала коммуникации.
- Если мы хотим помочь человеку, то самым корректным будет уточнить: нужна ли помощь и как ее оказать. Человек лучше знает, что ему нужно. Наша задача – только слушать и пытаться понять.
- Не нужно «причинять» помощь. Можно попробовать поставить себя на место другого человека. Это полезное упражнение, которое позволяет ответить сразу на многие вопросы.
- Учитесь. Есть разные ресурсы и проекты, где специалисты в области толерантности подробно объяснят, как корректно взаимодействовать с разным людьми.
Полезные обучающие курсы и чему на них учат
Недавно в нашем центре открылась Школа инклюзивных волонтеров «Рекомендую». По итогам обучения мы хотим создать сообщество людей, готовых помогать людям с инвалидностью. Не только в музеях, но и на других площадках.
Мы мечтаем создать саморазвивающееся сообщество, к которому могли бы присоединиться другие люди и музеи. Сообщество, которое стало бы «ресурсом человечности» не только для нас.
Мы мечтаем, чтобы это сообщество позволило развиваться межкультурным программам и интегрироваться друг в друга, создавать общие проекты. Тогда появятся связи, которые протянутся через весь город, делая его глобальным инклюзивным пространством.
К сожалению, сейчас набор в школу завершился. Мы не смогли принять половину тех, кто подавал заявки: было ограничение по местам. Но у нас есть и другие проекты, где можно больше узнать про создание доступной среды.
Тут я посоветую нашу онлайн-платформу Культура.Inc, которая работает 24/7. Там собрано много знаний про то, как выстраивать коммуникацию с людьми с инвалидностью и становиться толерантнее.
А еще я очень советую посещать события, которые маркируются как «инклюзивные». Наша уверенность идет главным образом из нашего опыта. Чем больше мы видим рядом с собой самых разных людей, чем больше у нас опыт общения с ними, тем лучше мы можем их понять.
Мы люди и понимаем друг друга только когда общаемся.
Записала Марина Некрасова
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.