Новости
Новости
12.04.2024
11.04.2024
10.04.2024
18+
Серии

Культурная коллаборация: как НКО сотрудничать с музеями

Какие форматы сотрудничества возможны, зачем это НКО и о чем стоит помнить, предлагая совместный проект музею.

Фото: Anastasia Brekerovska / Unsplash

Вариант 1. Совместные выставки и мероприятия

Это один из самых распространенных форматов сотрудничества.

Еврейский музей и центр толерантности регулярно сотрудничает с некоммерческими организациями.

«Мы перешли от единичных мероприятий с НКО к широкому и продолжительному обсуждению разных социальных проблем. Например, у нас был проект с “Ночлежкой”: выставка “Чувство дома” и образовательная программа про бездомность», – говорит Екатерина Селезнева, куратор отдела инклюзивных практик Еврейского музея и центра толерантности.

Специалисты НКО принимают участие в дискуссиях, обсуждении фильмов, презентациях книг. С фондом «Волонтеры в помощь детям-сиротам» музей открыл киноклуб.

В начале марта в музее откроется выставка об истории бухарских евреев. В эпоху Средневековья Бухара и Самарканд стали заметными центрами еврейской учености и религиозной поэзии на фарси и иврите. Несмотря на дискриминацию и религиозные гонения, бухарские евреи играли важную роль в развитии местной музыкальной культуры и традиционных ремесел, а с середины XIX века — в развитии международной торговли между Россией и странами Востока. Главная тема выставки — феномен сохранения собственной идентичности и культурного своеобразия в контексте культур других народов на протяжении всего исторического пути бухарских евреев.

В масштабном проекте Еврейского музея и Музея истории евреев в России участвует фонд Silsila, помогающий женщинам — мигрантам, беженцам, представительницам восточных культур в России: он готовит проект, посвященный миграции.

Для НКО такие коллаборации – это возможность выйти на новую аудиторию и получить площадку для дискуссий. Можно прийти с готовой идеей или общими представлениями о будущем проекте, в музее помогут подобрать наиболее удачный формат.

Иногда музей сам обращается к некоммерческим организациям — экспертам в своей области.

«Мы открыты к предложениям со стороны НКО, но для нас важно, чтобы их идеи совпадали с нашими ценностями и интересами. Мы не организуем события, с которыми мы не полностью согласны», – объясняет Анна Макарчук, директор Центра толерантности Еврейского музея.

Вариант 2. Оценка доступности среды

РООИ «Перспектива» регулярно проводит аудит доступной среды. Команда экспертов, в которую входят люди с разными формами инвалидности и архитекторы, приезжают на место и проверяют, насколько здание и прилегающая территория приспособлены для людей с особыми потребностями.

Специалисты изучают и само помещение, и маршрутную карту: как добраться на общественном транспорте, есть ли парковочные места и т.д.

Аудит доступности среды заказывают компании и учреждения. В 2021 году команда «Перспективы» проверила пять зданий Третьяковской галереи: доступность главного корпуса, Новой Третьяковки, Инженерного корпуса, музея-квартиры Аполлинария Васнецова и дома-музея Виктора Васнецова.

Фото: Дима Жаров / АСИ

По итогам аудита команда готовит отчет: что и как можно улучшить.

«Мы работаем как с реализованными проектами, так и с проектной документацией. Мы можем посмотреть и дать рекомендации, прежде чем начнется строительство. Так было с новым зданием музея “Гараж”», – говорит Екатерина Фаевцева, руководитель отдела универсального дизайна «Перспективы».

Также «Перспектива» организует вместе с музеями встречи, экскурсии и дискуссии. Для студентов архитектурных вузов организация проводила квест в Музее современного искусства «Гараж»: участники осматривали экспозицию на коляске или с закрытыми глазами, чтобы понять, что чувствуют посетители с инвалидностью.

Обычно с предложением о сотрудничестве приходят сами музеи. При этом можно попросить полный аудит доступности среды или рекомендации, как адаптировать пространство для конкретной категории посетителей.

«Если музей хочет, чтобы у него был паспорт доступности, он должен обеспечить доступность для всех. А если есть просто желание потихоньку улучшать свое пространство, мы поможем адаптировать его для конкретных категорий», – продолжает Екатерина Фаевцева.

Вариант 3. Спектакли в музеях

«Инклюзион» сотрудничает с музеями с момента создания центра. В Москве у него были совместное проекты с Пушкинским музеем, Музеем русского импрессионизма, Государственным историческим музеем, Музеем истории ГУЛАГа.  В других городах с музеями работают девять региональных театральных «Инклюзион.Школ».

«Инклюзион» давно сотрудничает с Государственным музеем — культурным центром «Интеграция» имени Н.А. Островского. Музей-центр специализируется на поддержке людей с инвалидностью.

Основной формат коллабораций для центра – спектакли в музеях. В 2020 году состоялась премьера спектакля «Здесь больше, чем просто селедка». Его показывали в Центре имени Всеволода Мейерхольда почти два года, и каждый раз он собирал полные залы.

Этот спектакль — современное переосмысление картины Питера Брейгеля-старшего «Нидерландские пословицы»/ «Мир вверх тормашками». Картина передает значение более чем 100 старинных нидерландских пословиц и поговорок. В постановке приняли участие незрячие и слепоглухие актеры. Для них инклюзивный отдел Пушкинского музея провел цикл лекций и экскурсий с тифлокомментированием о творчестве Брейгеля.

«Премьера спектакля прошла сразу на двух площадках: в Центре имени Мейерхольда и Пушкинском музее. Получился интересный эффект: зрители и критики отмечали, что спектакль выглядел совершенно по-разному – на театральной сцене ЦИМа и в интерьерах ГМИИ имени А.С. Пушкина», – говорит Ирина Шульга, PR-менеджер центра «Инклюзион».

Еще один формат сотрудничества – театральные лаборатории. В 2022 году «Инклюзион» проводил проект «Театр горожан: Инклюзион в Манеже»: люди с инвалидностью и без вместе готовили документальный спектакль и пытались создать модель города, в котором есть место каждому.

Инициаторами коллабораций иногда выступает «Инклюзион» (как в случае с постановкой «Здесь больше, чем просто селедка»), а иногда – сами музеи (провести «Театр горожан» предложили коллеги из Манежа).

«Мы занимаемся театральными постановками с людьми с инвалидностью, а спектакль, перформанс или даже этюд – это всегда зрелищное и яркое событие, которое интересно аудитории, поэтому музеи охотно включают такие события в свою программу», – отмечает Ирина Шульга.

Как заинтересовать друг друга?

«Музеи, как и любые другие институции, хотят видеть у себя в стенах интересные мероприятия. Схема простая: вы приходите с классной идеей к команде музея, обсуждаете и, если вы совпали по ценностям и подходу, начинаете вместе думать, какие ресурсы потребуются и где их взять», – говорит Ирина Шульга.

Еврейский музей и центр толерантности подготовил несколько советов для НКО, которые хотят сотрудничать с музеями.

  1. Подумать, почему НКО хочет сотрудничать с конкретным музеем. Проект должен соответствовать целям и ценностям потенциального партнера.
  2. Подумать, что хотелось бы получить от музея как от партнера. Прописать это максимально подробно.
  3. Подумать, чем это сотрудничество может быть полезно для музея.
  4. Написать музею, рассказать о проекте и о том, что решили по первым трем пунктам.

«В любом случае основной ресурс – это люди, их желание и возможность что-то делать вместе. Основной момент здесь – открытость и готовность прислушиваться к интересам партнера. И, конечно, идеи», – подчеркивает Ирина Шульга.

Кроме того, нужно понимать, что в совместных проектах иногда приходится отходить от первоначальной концепции и искать компромиссы, если об этом просит вторая сторона. НКО должны быть готовы к тому, что партнеру может понадобиться больше времени на согласование, документооборот и организацию процессов. В свою очередь музеям надо учитывать специфику и ограничения НКО.

Этот материал — часть проекта «НКО-профи Москвы: информация и практики», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о работе московских СО НКО по ссылке.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике