Вопрос развития речи у детей с РАС зачастую стоит очень остро. Ждать, что рано или поздно ребенок заговорит сам, в данном случае — не решение, поскольку аутичным детям сначала нужно объяснить, как работает общение.
Трудности в коммуникации у аутичных людей бывают разные — от физических, когда не могут использовать речь, до интеллектуальных, когда не понимают сам механизм речи и значения слов.
Найти подход к каждому человеку с аутизмом поможет альтернативная и дополнительная коммуникация (АДК) — если ребенок не говорит, она выступает единственным «посредником» между ребенком и родителем.
Ирина Текоцкая, эрготерапевт, логопед-дефектолог, специалист по АДК и координатор направления в «Социальной школе Каритас», рассказала о том, что такое АДК и как она помогает.
Смысл раскрывается в самой аббревиатуре, рассказывает Ирина.
Альтернативная коммуникация — альтернатива речи, дополнительная — вспомогательные «инструменты» речи, помогающие вербальной коммуникации.
«Бывает такое, что у ребенка недостаточно развит словарный запас, например, он говорит только существительные, а полностью фразу не может. Символы помогают ему выстраивать структуру предложения и таким образом говорить», — объяснила Ирина.
АДК обычно делят на две категории: без использования технических средств и с их использованием. Выбор средств АДК всегда индивидуален и зависит от возможностей конкретного человека.
«Надо понимать, что ни одно средство коммуникации не превосходит другое. Все индивидуально. Кому-то из детей не подходят планшеты и айтрекеры, кому-то, наоборот, карточки. АДК — это всегда индивидуальный подбор», — пояснила Ирина.
Дети с РАС лучше опираются на визуальную поддержку не только в коммуникации, но и в организации пространства. В центрах по развитию детей с аутизмом в каждом классе есть доска с расписанием, состоящим из карточек, а все личные предметы детей «помечены» их фотографией — шкафчик, стол, полотенце и так далее.
Поэтому аутичным детям в подавляющем большинстве случаев не подходит общение с помощью жестов.
Фото: «Социальная школа Каритас»
«Поддержка всегда опирается на сильную сторону коммуникации. Жестовая система ею не является, поскольку у детей с РАС нарушено так называемое совместное внимание. Это мешает им повторять за другими», — объяснила Ирина.
Успех АДК во многом зависит от родителей. Специалист важен, понимает, какие шаги предпринять, но основная часть общения всегда ложится на плечи семьи. Если родители не используют символы самостоятельно и не общаются с ребенком на его языке, все старания профессионалов становятся неэффективными.
Как говорить с ребенком, использующим АДК:
- коротко,
- четко, но не громко, не повышая голос — это может повысить тревожность ребенка; помните, что непонимание ваших слов связано, скорее всего, не с тем, что вас плохо слышат,
- понятно, используя прямой порядок слов, а не свободный,
- не бойтесь повторить или переспросить, если ребенок общается с помощью символов,
- наберитесь терпения — такой диалог всегда более медленный.
Распространенный миф — «ребенок с аутизмом никогда не заговорит после АДК». По словам Ирины, чтобы это произошло, нужно перестать разговаривать с ребенком вообще. Грамотное поведение родителя и подбор подходящих вспомогательных средств положительно влияют на развитие языковой сферы ребенка.
«Есть яркий пример. Мы работали с мальчиком, который изначально мог назвать много разных существительных: явлений, предметов и животных, смотря на карточки. При этом полные предложения называть не мог, и коммуникация сводилась к эмоциональным и поведенческим проявлениям — например, в случае недовольства он мог вскочить и попытаться убежать.
Мы подобрали символы для глаголов и структурировали занятия, использовали моделирование и создавали различные ситуации, чтобы побудить его использовать глаголы. В итоге он научился говорить слово и показывать глагол действия на карточке. То же самое делали дома. Сейчас мальчик пользуется устной речью и иногда помогает себе символами. Но, конечно, надо понимать, что такое случается не всегда, АДК — не волшебная таблетка», — говорит Ирина.