«Обычно у людей на слуху травля в школе: таких историй больше, и в информационном поле эта проблема подсвечена лучше. Однако буллинг бывает не только в детских коллективах. Им часто занимаются и взрослые люди на работе.
Схема всегда одинаковая: есть агрессор, жертва и свидетели.
Агрессором может быть коллега. Таким образом он может самоутверждаться и поднимать свой статус. Либо, бывают случаи, когда человек постоянно живет в агрессивной среде (например, для него конфликты дома – это норма), и он переносит токсичность на все сферы жизни. С такими агрессорами можно и нужно работать, чтобы атмосфера в коллективе стала лучше.
Совсем печальная ситуация, если агрессором выступает руководитель. Тогда среда в коллективе будет максимально некомфортной и выйти из нее будет сложнее. Можно апеллировать к вышестоящим руководителям или учредителям, но если и они не начнут решать проблему, то единственный выход — покинуть такой коллектив.
Есть стереотип, что жертва – это неуверенный в себе человек с комплексами. Но это не так: жертвой травли может стать любой.
Но есть еще одна сторона, самая главная – свидетели. Потому что травля – коллективный акт и возможна только в том коллективе, где сотрудники позволяют травить кого-то. В случае, если свидетели – это не молчаливые люди, а внимательные и эмпатичные, то они скажут: «Нельзя так делать. Да, он ошибся, но надо его поддержать». И в этом случае травля зарождаться не будет.
Никто не застрахован
Хотя, стоит отметить, что вообще травля свойственна в том или ином проявлении всем коллективам, потому что нет ничего «лучше», чем объединяться против кого-то. И, конечно, некоммерческие организации от этого не застрахованы: это такой же коллектив.
Но, как правило, НКО небольшие по составу, из-за этого в коллективе может быть меньше конфликтов, чем в крупной компании.
Причем травля – это не обязательно оскорбления, она может принимать разную форму. Например, если человек успешен, и другие сотрудники игнорируют его достижения и профессионализм – это тоже формат травли.
Что делать, если сотрудник столкнулся с травлей?
Тут у жертвы может возникнуть заблуждение: «Меня оскорбили, значит я должен «дать в репу». До этого скатываться нельзя. Это приведет к тому, что спираль насилия начнет закручиваться все сильнее, а конфликт из словесного перетечет в сферу уголовного кодекса.
Когда мы говорим про школьную травлю, то очень важно, чтобы дети освоили навыки ассертивного поведения: учились сохранять личные границы и не нарушать чужие. В зрелом возрасте ничего не меняется: главное – уметь отстаивать свои границы.
Поэтому никакого физического насилия. Отстаивать личные границы нужно на словах. Это сложно, но возможно. Есть много практик, самая популярная – это «я-высказывание».
Также на работе есть трудовой кодекс, разные нормативные акты, регулирующие взаимодействие сотрудников, а еще просто этика. Нужно попытаться использовать все механизмы, которые существуют в организации.
Но если среда настолько токсичная, что работать в ней нереально, то остается один главный плюс: вы не в армии, не в колонии и не на подводной лодке. Всегда есть возможность уйти и найти коллектив, в котором работать будет комфортно. Но это крайний шаг.
Немолчаливые свидетели
Жертве травли будет проще отстоять свою позицию, если на помощь придут свидетели – другие коллеги.
У некоторых есть стереотип «Травля закаляет характер». Но мы же не начинаем топтать и пинать дерево, которое только высадили в саду? Мы его холим, лелеем и поливаем водичкой. Почему же мы считаем, что человек станет сильнее от пинков и оскорблений?
Фото предоставлено Центром толерантности
Чтобы изменить ситуацию, коллеги могут обратиться к агрессору и сказать, что его поведение недопустимо и с ним не согласны. Могут поддержать жертву и сказать, что сотрудник со всем справится. И обратиться к руководителю с просьбой повлиять на ситуацию, потому что первые ростки травли нужно пресекать на корню.
Ответственность руководителя: где начинается и где заканчивается
Конечно, нельзя недооценивать роль руководителя в построении комфортных отношений на рабочем месте. Тут очень важно, чтобы он не опирался на стереотип «Нельзя выносить сор из избы». Нужно не бояться поднимать вопрос травли и привлекать сторонних специалистов, если разобраться самим не получается.
Чтобы подобных ситуаций не возникало, в коллективе должны быть выстроены доверительные отношения. Конечно, за каждым не уследить: но если уже появились первые жалобы и недовольство, то с этим нужно работать.
Также решать конфликты нужно, опираясь только на реальные факторы: стереотипы и сплетни не должны влиять на позицию руководителя.
Хорошие методы сплотить коллектив – это тимбилдинг, наставничество, супервизии. Важно уделять внимание адаптации новых сотрудников и мониторить, как человек влился в коллектив.
Вряд ли у большинства НКО есть возможность нанять штатного психолога. Но если получится найти волонтера-психолога pro-bono, то для коллектива это будет весьма полезно. Главное, не бояться привлекать компетентных специалистов со стороны.
Помощь со стороны: а какая она бывает?
В Центре толерантности мы давно работаем в сфере профилактики травли, в первую очередь, со школьной. В программе «Каждый важен» взаимодействуем сразу с тремя целевыми аудиториями — родителями, педагогами и школьниками. Подать заявку на участие может учитель или родитель, и тогда на бесплатные занятия мы приглашаем группы от 15 человек.
Материалы и упражнения будут полезны не только тем, кто работает в образовании. Многие занятия вполне применимы для коллективов НКО. Посмотреть и скачать их можно на сайте.
Для педагогов создана специальная программа повышения квалификации. Учитель был и остается, и, думаю, останется, несмотря на всю цифровизацию, главным проводником идей в образовательной среде. И коль скоро буллинг — это проблема коллектива, сформировать среду с нулевой терпимостью к агрессии может как раз педагог. Пока комплексный курс мы проводим только в Москве и в тех городах, куда нас приглашают, но с сентября программа станет цифровой и открытой.
Есть и другие рабочие форматы. В 2023 году мы впервые поставили спектакль про травлю в трудовом коллективе. Все роли в нем исполнили сотрудники центра. Нам показалось интересным, чтобы в спектакле про травлю в трудовом коллективе принимали участие настоящие коллеги. В мае планируем третий показ.
Но мы хотим, чтобы это был не просто спектакль, а настоящий инструмент профилактики травли на рабочих местах. И даже готовы показывать его отдельным коллективам, чтобы сотрудники могли сами выходить на сцену и пробовать разные модели поведения и способы борьбы с травлей в игровом формате».
* согласно исследованию SuperJob за 2023 год.
Записала Марина Некрасова
Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.