27 апреля уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка Мария Львова-Белова на форуме «Папы против травли» в Казани предложила закрепить в законе понятие «травля». По ее мнению, проблемами, связанными с буллингом, являются также недостаток информации об успешных практиках противодействия травле, правовых механизмов ее профилактики и дефицит специалистов по работе с детьми, столкнувшимися с буллингом.
В Центре толерантности, пять лет работающем с травлей, уверены, что основная проблема в теме буллинга — дефицит знаний.
«Определение позволит эффективнее и, возможно, оперативнее реагировать на уже случившиеся эпизоды травли. Но нам необходимо плотно заняться профилактикой, которая связана с коллективом куда больше, чем с агрессором и жертвой. Коммуникация внутри коллектива, атмосфера в школе и дома – вот те уровни, с которыми требуется активно работать», — рассказала АСИ Анна Макарчук, директор Центра толерантности.
В 2019-2020 годах Центр толерантности опрашивал педагогов: по результатам опроса 43% не знают, как предотвратить формирование агрессивной среды в школе. О причинах и социально-психологических механизмах травли недостаточно знают 21% опрошенных педагогов.
Кроме того, 16% опрошенных отметили, что родители школьников не вовлекаются в решение проблемы травли. По словам Анны Макарчук, опрос показывает ключевую проблему — недостаточное взаимодействие школы с семьей: педагоги считают, что решать проблемы ребенка должны родители, а родители — что учителя, поскольку травля происходит в школе, в их зоне ответственности.
«Перед нами не оптимистичная картина: взрослые не готовы помогать. Одни — потому что не умеют, другие — потому что не считают это своей задачей», — говорит Анна.
В Центре толерантности напоминают, что в России уже четыре года работает комплексная программа противодействия буллингу «Каждый важен». В ней работают со школьниками, родителями и учителями.
В 2019 году разработали серию профилактических занятий, которую оценили в РАО. Эксперты Центра толерантности провели ее уже более 500 раз в разных школах Москвы. По результатам в 84% случаев отношения в классе улучшались. К тому же с 2020 года предотвращать травлю обучили более 3500 учителей из регионов страны.
«Наша стратегическая цель — внедрить планомерную профилактику травли в систему образования России. Сейчас программу «Каждый важен» мы проводим в регионах по приглашению местных органов власти, но в будущем планируем создать систему обучения и методической поддержки как для педагогов, так и для родителей», — рассказывает Игорь Майнгардт, руководитель проектов Центра толерантности.
По его словам, с 1 сентября 2023 года центр откроет доступ к бесплатной онлайн-программе о травле, чтобы каждый взрослый смог учиться лучшим антибуллинговым практикам.
Еще в Центре толерантности подготовили определение травли. Его направили на Международный антибуллинговый форум (UNESCO, The World Anti-Bullying Forum и UNESCO Chair on Bullying and Cyberbullying), который опрашивает экспертов, чтобы выбрать новое определение буллинга и кибербуллинга:
«Буллинг — система дисфункциональных отношений в коллективе, которая проявляется в пролонгированном физическом, психологическом или вербальном насилии по отношению к одному из членов группы со стороны другого или других. Для буллинга характерно неравенство сил агрессора и жертвы и асимметрия выгод от эпизодов буллинга».