Новости
Новости
21.06.2024
20.06.2024
18+
Колонки

Мария Акулич: «Интеллектуальным волонтером может стать любой профессионал»

Исполнительный директор платформы социальных изменений todogood — о том, как одновременно применить свои профессиональные навыки и реализовать свою потребность делать добро.

Фото из личного архива Марии Акулич

Прямо сейчас проходит конкурс Research Got Talent, в котором молодые команды социологов и исследователей рынка (до 35 лет) проводят исследования для некоммерческих организаций. Конкурс развивает редкое пока для российского рынка направление интеллектуального волонтерства, которое приносит пользу как бизнесу, так и НКО. 

Генеральный партнер конкурса — платформа социальных изменений todogood; команда платформы разработала программу конкурса для российского рынка. Мария Акулич, исполнительный директор платформы тodogood, рассказывает, как можно помочь фондам не только пожертвованиями, но и с помощью интеллектуального волонтерства.

Разные способы помощи фондам и некоммерческим организациям

Существует довольно много способов помочь фондам посредством волонтерства. Есть разные вариации: например, социальное волонтерство — уход за пожилыми людьми или помощь приютам для животных, спортивное — когда можно принять участие в марафоне по сбору средств в пользу какого-либо фонда, а еще есть экологическое, навыковое, интеллектуальное, медицинское и культурное. 

Сфокусируемся на интеллектуальном волонтерстве, когда свои профессиональные знания и опыт можно применять для помощи НКО или конкретному человеку. Плюс такого волонтерства еще и в том, что его можно осуществлять из любой точки мира.

Интеллектуальным волонтером может стать любой профессионал, который хочет помочь фонду или организации решить какие-то точечные операционные или стратегические задачи.

Например, маркетолог может помочь НКО справиться с маркетинговыми задачами: определить правильные каналы коммуникации и ключевое сообщение. Если вы социолог, то вы можете помочь с проведением исследования, формулировкой задач, а еще с анализом результатов — потому что социологи обладают аналитическим мышлением и могут легко видеть причинно-следственные связи между разными явлениями. 

В России практика pro bono пока еще только развивается. С каждым годом к ней приходят все больше юридических компаний, к ним присоединяются и большие корпорации: для них pro bono — это один из инструментов развития корпоративного волонтерства и проявления корпоративной социальной ответственности. 

Наиболее востребована помощь pro bono в некоммерческом секторе и в сфере социального предпринимательства, так как на сегодняшний день в нем ощутима нехватка ресурсов — как человеческих, так и финансовых —  для решения социальных задач. Поэтому здорово, когда у профессионалов есть возможность внести свой весомый вклад таким способом, это становится мощной поддержкой для многих НКО.

Тodogood стали одними из первых, кто в России стал заниматься развитием интеллектуального волонтерства и соединять потребности некоммерческого сектора и возможности профессионалов из мира бизнеса.

Как благотворительному сектору могут помочь исследователи и социологи

Благотворительным фондам и НКО исследования нужны для нескольких целей. Первая и основная — чтобы те проекты, которые реализует организация, были востребованными благополучателями и соотвествовали их потребностям. При создании любого проекта есть некая гипотеза, которая может соответствовать их запросам, а исследование как раз призвано помочь проверить гипотезу и правильно достроить социальный проект.

Другими словами, исследование — это основа социального проектирования.

Поскольку оно основано на достоверных данных, значит проект может в бОльшей степени отвечать запросам конечных благополучателей, быть более эффективным и помочь бОльшему количеству людей. 

Исследования в том числе нужны для выстраивания правильной коммуникации не только с благополучателями, но и с донорами, чтобы получать необходимую помощь и поддержку. 

Как еще НКО могут использовать исследования 

Для НКО важен широкий срез мнений, чтобы использовать эти данные для лоббирования интересов той социальной группы, которой они помогают. НКО становится неким посредником между государством, донорами и благополучателем и благотворительная организация знает потребности этой аудитории гораздо глубже, потому что они взаимодействуют с ней каждый день.

Если организация уже нарастила свой капитал, устойчивость, если у нее есть свой бренд, уровень доверия со стороны благополучателей и доноров, то она может дальше лоббировать интересы той группы, которой она помогает на уровне государства и общественности, популяризируя или актуализируя проблему, привлекая к ней больше внимания.

Это в конечном итоге способствует решению социальной проблемы или поиску альтернативных подходов к ее решению.

Фонд борьбы с инсультом «ОРБИ» запустил федеральную программу профилактики инсульта среди взрослого населения после проверки своих гипотез в социологическом исследовании, которое они провели в рамках конкурса Research Got Talent в 2020 году с командой ВЦИОМ.

Фото: Вадим Кантор / АСИ

Исследования помогают НКО повышать уровень доверия общественности и партнеров к тому, что делает организация. Если организация опирается на исследование и изучение потребностей целевой группы, то это говорит, в первую очередь, о профессионализме этой организации, высоком качестве ее работы и подхода.

Фонд «Дари еду» рассказал, что после получения исследования своей аудитории (от одной из команд конкурса Research Got Talent) команда смогла объективно оценить позиционирование бренда и лучше понять структуру и логику принятия решений ЦА, что, безусловно, повлияет на выстраивание работы фонда.

дари еду

Кроме того, исследования помогают доказывать эффективность работы НКО. Например, если некоммерческая организация проводит серию бесплатных психологических сессий для благополучателей, а потом проводит исследования, чтобы понять, как эти сессии сказались на их дальнейшей жизни и какой эффект оказали, то это позволит НКО в дальнейшем принимать правильные решения: продолжать ли эту деятельность или конкретно этот проект?

Если он доказал свою эффективность, то организации будет проще привлекать средства на дальнейшее функционирование.

Фонд «Дай лапу, Друг!» рассказал, что проблема бездомных животных довольно слабо изучена в стране — исследований по проблематике крайне мало, а зачастую они не репрезентативны. Для их организации исследование, проведенное в рамках проекта Research Got Talent — это и обоснование социальной значимости их деятельности, и понимание работы с каналами продвижения и целевой аудиторией, и аргументы для диалога с властью. То есть исследование стало для фонда базисом, на котором они планируют выстраивать дальнейшую работу.

Фото: Paul Hanaoka / Unsplash

Стать интеллектуальным волонтером может любой профессионал или эксперт

Чтобы стать интеллектуальным волонтером, можно обратиться к специализированным платформам, которые занимаются развитием культуры pro bono в России. 

Это платформа социальных изменений todogood, ProCharity, IT-волонтер.

А еще можно обратиться напрямую в фонд, который вы регулярно поддерживаете финансово. Наверняка, у многих из вас есть список организаций, чья миссия и деятельность вам откликается. Тогда самое лучшее, что можно сделать, — это написать им, в какой области являетесь профессионалом, обозначить, сколько времени в неделю готовы уделять решению их задач. Для этого, конечно, нужно четко описать свой профессиональный опыт и свою экспертизу.

Такое взаимодействие удобно и самой организации, ведь она сможет формировать свой пул волонтеров, которые не просто оказывают разовую помощь, но становятся друзьями фонда, при этом организуется сообщество. Таким образом, устойчивость НКО повышается, потому что в момент кризиса или роста организация может обратиться к волонтеру с просьбой помочь в решении той или иной задачи. 

Если вы являетесь сотрудником большой корпорации, то можете обратиться в отдел, который занимается проектами корпоративной социальной ответственности или к вашему HR, и, возможно, культура интеллектуального волонтерства в вашей компании начнется именно с вас. А если вы социолог, то можете принять участие в ежегодном конкурсе Research Got Talent для молодых исследователей, которые помогают некоммерческим организациям. 

Материал подготовлен по проекту «НКО-профи». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Благотворительного фонда Владимира Потанина.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике