История социального кино в России
Отечественные режиссеры обращаются к социальной проблематике еще со времен советского кинематографа, хотя понимание «социального контента» менялось в зависимости от ситуации в стране, говорит Мария Мокина, исполнительный продюсер проекта «Фабрика позитивных изменений».
В 60-е годы центральной «социальной» темой было детство, например, в фильмах «Дети Дон Кихота» (1965 год) или «Республика ШКИД» (1966 год).
На рубеже 1970-1980-х у социального кино появляются темы ответственного отношения к животным («Белый Бим Черное ухо», 1976), школьной травли («Чучело» 1983 года) и другие.
Фото: Denise Jans / Unsplash
Во годы перестройки в кино возникают проблемы наркомании («Игла» 1988 года), проституции («Интердевочка» 1989 года) и т.д.
Вновь социальная тема начнет активно освещаться в кино уже в 2010-х: выйдет фильмы «Класс коррекции», «Нелюбовь», «Айка», «Толя-робот» и другие. Это тенденция сохраняется и в 2020-х.
Тренды в социальном кино
За последние несколько лет в российский прокат вышло несколько фильмов с ярко выраженной социальной составляющей: «Здоровый человек» (про волонтерство и больничных клоунов), «Доктор» (про детей с ментальными особенностями), «Время года зима» (про болезнь Альцгеймера) и другие.
При этом благотворители и волонтеры не всегда предстают исключительно положительными персонажами, говорит Мария Мокина.
Также продолжают выходить короткометражные фильмы, посвященные социальным темам. Режиссер Иван Сосин снял несколько таких короткометражек: про сложные отношения в семье («Невесомость»), защиту животных («Большая восьмерка») и т.д.
В 2022 году компания «Платформа» вместе с Национальной медиагруппой представила исследование, посвященное разработке первого российского рейтинга социальных эффектов кинематографа. Исследование показало, что такие фильмы, как «Нормальный только я», «Система», «Найден, жив» и другие фильмы имеют большой индекс влияния на аудиторию.
НКО и кино: «Время года зима»
В 2022 году в прокат вышла драма режиссера Светланы Устиновой «Время года зима». В центре сюжета – девушка Катя, ее мама начинает вести себя странно: забывает выключить плиту, напевает все время одну песню, пересматривает одну и ту же серию сериала. Врачи ставят диагноз – болезнь Альцгеймера.
Этот фильм для режиссера во многом личный: у матери Светланы Устиновой тоже Альцгеймер.
«Фильмы и сериалы помогают осознать и увидеть со стороны проблему. Мне в свое время помог фильм «Все еще Элис». После просмотра у меня в голове все встало на место: такое случается, моя мама действительно заболела, нужно это принять и дальше жить», – говорит режиссер.
Спустя несколько лет после того, как был поставлен диагноз, она поняла, что хочет «переработать» свой опыт и снять фильм. Во время съемок Устинова обратилась за консультацией в фонд «Альцрус».
«Для меня было важно «зашить» в фильм важную информацию: какие начальные симптомы, куда идти, к какому врачу – все, что я сама не знала. И сказать: «Вы не одни. Людей с таким диагнозом много». А еще – дать в конце свет, что можно жить дальше, нужно найти свой язык любви и общения», – объясняет Светлана Устинова.
В конце фильма есть контакты фонда «Альцрус», которые могут быть полезны зрителям, столкнувшимся с болезнью Альцгеймера у близких. Александра Щеткина, президент фонда, рассказала некоторые истории из своего опыта, чтобы собирательный образ семьи был глубже.
Фото: Aneta Pawlik / Unsplash
Для фонда участие в таких съемках – это возможность показать правдивую информацию о той проблеме, дать ответ на вопрос, что делать в похожей ситуации.
«Важно, чтобы организация хотела направлять силу на такие коллаборации. Например, мы – маленький фонд, но у нас четыре документальных и один художественный фильм, в создании которых мы так или иначе помогали», – добавляет Александра Щеткина.
Когда актеры начинают сотрудничать с НКО
В 2022 году на экраны вышел сериал «Нулевой пациент». События сериала разворачиваются вокруг вспышки ВИЧ-инфекции в детской больнице в Элисте в 1988 году.
После выхода сериала Фонд Светланы Изамбаевой, который помогает детям с ВИЧ, решил провести для своих подопечных встречу с создателями и актерами сериала. В ней согласился принять участие актер Аскар Ильясов – он исполняет в «Нулевом пациенте» главную роль.
«Он приехал на слет для ВИЧ-положительных подростков. И, по его словам, за эти два дня он узнал о ВИЧ столько, сколько не знал во время съемок. Например, про то, что если человек принимает антиретровирусную терапию, то он не может передать ВИЧ партнеру», – говорит Светлана Изамбаева, директор фонда.
Как отмечают в фонде, главный эффект таких фильмов и сериалов – информирование и постепенное снятие стигматизации с темы ВИЧ.
Также подобные произведения – это способ ознакомиться с темой ВИЧ. Когда вышел сериал, стало больше обращений в фонд и тестирований на ВИЧ. Первое знакомство с темой произошло, и многие начали интересоваться ей дальше.
Волонтерство на экране
В мае 2023 года вышел сериал «Плейлист волонтера». В центре сюжета – молодой человек, который вступил в поисково-спасательный отряд. У него есть свои переживания, проблемы в личной жизни и амбиции.
Сценарист сериала – Артём Ляшенко, который сам четыре года был координатором «Лиза Алерт», а также на площадке присутствовал консультант, который тоже состоял в отряде. Поэтому за дополнительными консультациями не обращались.
Как отмечает сценарист, создатели сериала не ставили перед собой задачу привести в отряд миллион людей или собрать миллион пожертвований. Главное – показать, что благородное дело не сделает из тебя другого человека, если дополнительно не работать над собой.
Как отмечает Ляшенко, сейчас к продюсерам приходит много людей с интересными темами, в том числе социальными. Но такую фактуру берут не часто.
«К новой фактуре продюсеры относятся очень тяжело, им страшно. Они лучше сделают привычный детектив. А если и возьмут новую фактуру, то сделают все то же, что и обычно, только в новых декорациях. В этом вся беда», – говорит Ляшенко.
Другая проблема в том, что социальная тематика может стать массовой. Если каждый второй режиссер начнет снимать на социальную тему – это отразится на качестве, уверен Ляшенко. По его мнению, лучше всего, если социальное кино будут снимать те, кто с этим связан лично.
Фото: KAL VISUALS / Unsplash
«Обязательно смотрите фильмографию режиссеров, с которыми планируете работать. Потому что есть риск, что вам не покажут сценарий и не позовут на сьемочную площадку», – говорит Артем Ляшенко.
Роль искренности
Фильм «Здоровый человек» (2022 год) — о телеведущем Егоре. Он решает изменить свою жизнь: сначала становится волонтером в детской онкобольнице, а потом – волонтером «Лиза Алерт». Но чем больше он уходит в волонтерство, тем дальше он отрывается от своей прошлой жизни – семьи, друзей, работы.
«Мне было важно, чтобы на экране был живой герой. Сомневающийся, искренний, неидеальный и борющийся человек. Для меня это кино про выбор, а не про героя без страха и упрека. Это кино про человека, который оказывается перед выбором и вынужден его делать. В этом смысле, это кино про каждого из нас», – говорит Анна Гудкова, продюсер фильма.
По ее словам, сейчас популярными становятся индивидуальные истории. Глянцевые образы не работают – интересны только сложные герои, с проблемами и недостатками. Иначе ему сложно сопереживать: «Если он такой прекрасный, то это точно не я».
Гудкова отмечает: кино не может взаимодействовать со зрителем, если оно все время врет.
«Я не знаю, насколько российское кино будет сейчас способно на искреннее взаимодействие с аудиторией. Но я думаю, что добро побеждает, даже если это происходит медленно», – объясняет продюсер.
НКО важно помнить: чтобы снять фильм, нужно придумать настоящую историю с героями, со своим конфликтами и переживаниями. Поэтому, приходя сотрудничать к режиссерам и продюсерам, можно предлагать свой материал, но стоит быть готовым, что его «доработают» по правилам кино.
Как понять, что ваш фильм – это импакт-кино?
Владимир Вайнер, директор Фабрики позитивных изменений, отмечает: в последнее время появляется все больше профессий, связанных с оценкой результативности кино: например, импакт-продюсер или специалист по оценке.
Но говорить об оценке результативности можно только в том случае, если есть данные, как этот фильм или сериал изменил жизнь людей или повлиял на общество. Сейчас фильмов с реализованной системой оценки и доказанной эффективностью почти нет.
«Но очевидно, есть тренды на создание импакт-кино. Например, кинофестивали начали запрашивать данные о социальном эффекте картин», – говорит Владимир Вайнер.
Еще один тренд – НКО, как источник сюжета для фильмов. Тут важен принцип «ничего для них без них». Поэтому важно, чтобы на площадке были консультанты, а сами участники съемочного процесса были лично знакомы с темой, на которую снимают.
Встречи медиаклуба «АСИ-Благосфера» — часть проекта «НКО-профи: информация, знания, практики», который реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
Медиацентр «АСИ-Благосфера» организован Центром «Благосфера» и Агентством социальной информации. С помощью разных медиаформатов он продвигает в обществе идеи благотворительности, социальной ответственности, социальной активности граждан. Один из таких форматов – медиаклуб, в котором проводятся обучающие, дискуссионные и просветительские мероприятия для НКО, сообществ, граждан.