Новости
Новости
12.04.2024
11.04.2024
10.04.2024
18+
Серии

Взаимодействие НКО со СМИ – мощный фактор развития некоммерческого сектора

Продолжаем изучать Всероссийский рейтинг «Регион-НКО».

20.06.2023
Будущее СМИ. Фото журнала "Журналист"

Медиаактивность некоммерческого сектора — один из важных факторов, который влияет на работу НКО в регионах. С одной стороны, это демонстрирует инициативу НКО в попытке выходить в общественное пространство. С другой — власти и общество активнее поддерживают организации, которые на слуху и достижения которых освещаются в СМИ. Этот критерий был учтен во Всероссийском рейтинге «Регион-НКО».

В ходе тщательного анализа результатов рейтинга «Регион-НКО», который описывает включенность в благотворительную деятельность всех 85 регионов России, АСИ решило остановиться на факторе «Медиаактивность некоммерческого сектора».

Исследование рейтинга «Регион-НКО» проводится ежегодно силами рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика) при партнерстве с Общественной палатой РФ, сейчас эксперты работают над следующим выпуском, а НКО изучают итоги последнего рейтинга (был выпущен в 2022 году), чтобы улучшить свою работу.

Вес фактора «Медиаактивность НКО» составляет в рейтинге 10%.

Составители рейтинга изучали количество упоминаний сектора НКО в СМИ по данным СКАН-Интерфакс, количество публикаций о региональных НКО за период пандемии в федеральных и региональных СМИ по данным исследовательской группы ЦИРКОН (отнесено к общему количеству СО НКО, действующих в регионе), а также количество публикаций о региональных НКО в материалах АСИ за три года и в материалах АСИ за последний календарный год (отнесено к общему количеству СО НКО, действующих в регионе).

Отдельное внимание было уделено и доле публикаций об НКО в региональных СМИ в негативной коннотации (по данным исследовательской группы ЦИРКОН).

А еще, изучая влияние данного фактора на развитие сектора НКО в регионах, был проведен опрос пользователей, он охватил более 2 400 участников. Люди оценивали в том числе взаимодействие некоммерческого сектора и СМИ в регионе, внимание СМИ к благотворительной тематике, способность благотворительных организаций привлекать внимание СМИ к социальным проблемам, а также представленность НКО в социальных сетях.

«В рамках анализа медиаактивности НКО в регионах был разработан алгоритм отбора публикаций о благотворительных организациях на платформе СКАН-Интерфакс по всем уровням источников, включая различные СМИ. Помимо этого алгоритма, группа экспертов-аналитиков использовала данные сторонних организаций, таких как исследовательская группа ЦИРКОН и АСИ. Немаловажным моментом является нормирование всех данных на количество СО НКО в регионе, что позволяет учесть как различие в масштабе регионов, так и индивидуальные особенности субъектов Российской Федерации», — поясняет исполнительный директор Рейтингового агентства RAEX (РАЭКС-Аналитика) Евгений Мальцев.

Фото из личного архива Евгения Мальцева

Не учитывалось, где именно выходили публикации (ТВ/радио/интернет-публикации), это выбор каждой отдельно взятой НКО. Важным был сам факт донесения информации до общества.

«Безусловно, более заметным будет сектор НКО в тех регионах, где информация распространяется по максимальному спектру различных СМИ, однако это не означает, что те НКО, которые пишут о себе только в интернете, окажутся заведомо менее заметными в обществе, чем даже те, кто может позволить себе распространять информацию о своей деятельности в прайм-тайм на федеральных ТВ-каналах», — поясняет Евгений Мальцев.

В топ-5 лидеров по фактору вошли Москва, Санкт-Петербург (что объяснимо с учетом активной работы СМИ в этих мегаполисах), а также Липецкая, Тюменская и Нижегородская области. В лидерах также Курская, Белгородская, Московская, Тверская и Мурманская области. Перечисленные регионы показывают высокие показатели цитируемости как в специализированной новостной ленте Агентства социальной информации, так и в иных региональных и федеральных СМИ по данным медиабазы СКАН-Интерфакс.

А лидерами по динамике фактора (то есть показывающими постепенный рост внимания местных СМИ к социальной и благотворительной теме) стали Липецкая, Калужская, Смоленская и Ростовская области.

Как поясняет Евгений Мальцев, для рейтинга главным аспектом этого фактора являлось наличие положительных или отсутствие негативных публикаций о некоммерческом секторе как таковых. «Если же мы рассматриваем отдельную НКО, то, конечно, грамотное использование и поддержание медиаресурсов способствует продвижению региона в топ рейтинга по данному фактору», — поясняет эксперт.

Но есть и плавающие показатели. Скажем, Вологодская область фигурирует в рейтинге как один из регионов-примеров успеха, при этом если по другим факторам этот регион заметно подрос, то, например, по медиаактивности область упала на девять мест и оказалась на 15-й позиции.

Почему это происходит? Рейтинг является сложной системой, поясняет Евгений Мальцев, включающий в себя большое количество факторов и показателей, каждый из которых вносит свой индивидуальный вклад в конечный результат. «Именно поэтому рост в показателях с большим удельным весом “перекрывает” падение в менее значимых показателях. Большое число факторов, оценивающих некоммерческий сектор – отличительная особенность рейтинга. Именно это позволяет сделать оценку максимально сбалансированной. И даже если регион в силу определенных причин уступает другим в каком-то аспекте, его выдающиеся результаты по другим направлениям найдут свое заслуженное отражение в итоговом рейтинге», — отмечает Мальцев.

По итогам каждого рейтинга проводится углубленный анализ взаимосвязей рейтинговых факторов и рейтинговых показателей между собой.

По итогам выпуска рейтинга 2022 года можно привести несколько примечательных примеров, говорит Евгений Мальцев.

Например, из всех показателей фактора «Медиаактивность НКО» наибольшая взаимосвязь таких показателей, как «Количество упоминаний сектора НКО по данным СКАН-Интерфакс» и «Количество крупнейших БНКО, представленных в регионе». Последний показатель, рассказывает эксперт, входит в рейтинговый фактор «Активность деятельности НКО» — корреляция этих показателей составляет 66,5%, и это вполне объяснимо. Крупные благотворительные организации федерального уровня, безусловно, обладают как большими масштабами, так и большими возможностями для медийной поддержки своей деятельности в регионе.

Также довольно тесная связь выявилась между показателями количества упоминаний сектора НКО и численностью волонтеров, действующих в регионе (по данным портала Добро.рф) – корреляция составила 67,4%. Это, по мнению Евгения Мальцева, можно объяснить тем, что большая вовлеченность добровольцев в некоммерческое волонтерское движение в регионе неизбежно привлекает к себе внимание СМИ: медиа с интересом следят за реальными проектами и добрыми делами, которые делаются реальными людьми в регионе.

Если говорить о наиболее близких рейтинговых факторах, то самая высокая корреляция у фактора медиаактивности с фактором значимости ресурсных центров СО НКО и институциональных площадок региональных общественных палат – 55%. «Тем самым мы понимаем, что и ресурсные центры, и региональные общественные палаты оказывают значительное влияние на представленность информации о некоммерческом секторе региона в СМИ. Они являются своеобразным рупором, который транслирует информацию о деятельности региональных НКО в медиа», — говорит эксперт.

Для вновь создаваемых СО НКО может быть крайне сложным на начальном этапе получить широкую медийную поддержку: обычно все организации начинают с активного продвижения своей деятельности в интернете, отмечают составители рейтинга. А далее, уже нарабатывая положительные кейсы, НКО автоматически становится заметной на более широком медийном поле, ее новости и релизы начинают цитировать все большее число СМИ.

«Медийная активность НКО – это неотъемлемая часть деятельности некоммерческого сектора, — резюмирует Евгений Мальцев. — Очевидно, что недостаточно просто создать некоммерческую организацию, важно донести информацию о ее деятельности, проектах и возможностях оказания помощи до потенциальной аудитории. И чем шире и масштабнее распространяется информация, тем большее количество нуждающихся смогут воспользоваться теми возможностями, которые предоставляет некоммерческий сектор нуждающимся в их помощи».

Материал подготовлен по проекту «ПРОявления НКО: информация, смыслы, коммьюнити». Проект реализует Агентство социальной информации при поддержке Фонда президентских грантов.

18+
АСИ

Экспертная организация и информационное агентство некоммерческого сектора

Попасть в ленту

Как попасть в новости АСИ? Пришлите материал о вашей организации, новость, пресс-релиз, анонс события.

Рассылка

Cамые свежие новости, лучшие материалы в вашем почтовом ящике