Долгая дружба
Московская «Ночлежка» сотрудничает с баром «Стрелка» с 2020 года – с начала пандемии коронавируса. Сотрудничество предложил сам бар: повара готовили блюда для рейсов «Ночного автобуса» (и продолжают их готовить до сих пор), потом в баре начали проводить акции в поддержку «Ночлежки».
Сейчас «Стрелка» помогает проводить организации сезонные гуманитарные сборы. Бар публикует анонс сбора в соцсетях, выделяет площадь для хранения собранных вещей и рассказывает своим клиентам, зачем это нужно.
«Также в “Стрелке” есть сезонные напитки. Сейчас – это бамбл, средства от продажи которого они переводят в «Ночлежку», – рассказывает Дарья Амосова, PR-специалист «Ночлежки» в Москве.
Еще один формат сотрудничества – мероприятия, которые бар организует на своей площадке. Например, 25 декабря 2022 года «Стрелка» организовала рождественский ужин. Часть средств от продажи входных билетов перевели в «Ночлежку».
Также «Стрелка» собирает каждый год подарки для ежегодной акции «Мандаринка и тушенка» – «Ночлежка» готовит подарки для бездомных.
Как формируются крепкие отношения между НКО и бизнесом?
Если у ресторана или кафе уже есть реализованные социальные проекты, на которые можно ориентироваться, – это хорошо. Но для «Ночлежки» это не главный фактор.
«Для нас важнее, чтобы с бизнесом у нас был общий язык и схожий взгляд на вещи. Также важна готовность компании к работе на разных уровнях. Со “Стрелкой” мы сошлись во всем: они оказывают нам не только гуманитарную помощь, но и используют свои площадки, чтобы рассказывать аудитории о проблеме бездомности и правильной помощи», – объясняет Дарья Амосова.
Волонтер «Ночлежки» во время пандемии. Фото: Марина Некрасова / АСИ
Партнерство со «Стрелкой» позволяет популяризировать идею помощи людям, оказавшимся на улице. «Стрелка» показывает, что это абсолютно нормальная ситуация: прийти в любимый бар и купить напиток, часть стоимости которого передадут в помощь бездомным.
Начиная сотрудничество с бизнесом, НКО должна четко понимать, чем каждая сторона может быть полезна друг для друга, отмечают представители «Ночлежки». Организации нужно учиться быстро принимать решения, изучать законодательство и быть готовой тратить на интересные проекты время и сил.
«Мы считаем, что в таком партнерстве важно поддерживать бизнес. Потому что НКО – это про взаимодействие с людьми, и бизнес тоже надо воспринимать как живую команду, а не просто “дайте нам деньги”», – добавляет Дарья Амосова.
Выгодный фудшеринг
Банк еды «Русь» начал сотрудничество с общепитом в 2015 году. В Москве у организации несколько партнеров из этой сферы: например, в 2022 году «Кухня на районе» передала фонду более тысячи замороженных пицц. Их распределили среди нуждающихся семьей с детьми в трудной жизненной ситуации.
С 2019 года организация сотрудничает с сетью PRIME. Каждый день волонтеры забирают продукты из нескольких точек и распределяют еду среди нуждающихся.
Пока продукция из общепита — малая доля всего объема перераспределенной еды. Но только благодаря сотрудничеству с PRIME «Русь» обеспечивает едой примерно 25 тысяч человек в год.
Как отмечают в фонде, сотрудничество с кафе и ресторанами позволяет распространять практику рационального потребления.
В ходе каждой партнерской программы организация старается проводить просветительские встречи. Так получается вместе с бизнесом обучать людей рациональному потреблению, чтобы как можно меньше пищевых отходов попадало на свалки.
Сейчас подготовка проектов с ресторанным бизнесом занимает не так много времени, как раньше. Все процессы в организации отлажены за годы работы: забрать продукты, проверить, оперативно доставить, составить отчет.
Кого выбирают НКО?
При выборе партнеров в сфере ресторанного бизнеса Банк еды «Русь» ориентируется на такие факторы, как социальная ответственность компании, прозрачность и готовность работать по стандартам организации (особенно это касается оформления документов и соблюдения сроков).
Еще один важный фактор для банка – продукцию должны передавать только в надежной индивидуальной упаковке с маркировкой. Это необходимо для обеспечения безопасности еды и сохранения ее качества.
«На упаковке должна быть указана полная информация о продукте, включая дату изготовления, срок годности, ингредиенты, пищевую ценность и другие необходимые данные. Кроме того, упаковка должна быть плотно закрыта», – говорит Анна Алиева-Хрусталева, вице-президент Благотворительного фонда «Банк еды “Русь”».
Важно, что в проекте участвовали не только волонтеры, но и сотрудники компании: первичная сортировка и проверка сроков годности, составление части документации лежит на плечах бизнеса.
Социальное спонсорство
«Кухня на районе» поддерживает организации помощи детям, пожилым, людям с ментальными особенностями и другим. Компания перечисляет долю с продажи блюд в фонды помощи, создает специальное благотворительное меню или передает подопечным фондов готовые блюда. Сотрудничество с некоммерческими организациями длится от двух недель до нескольких месяцев.
«У нас был очень интересный опыт с фондом “Дари еду”. Мы участвовали в проекте “Хорошая кухня”. Несколько месяцев готовили и передавали обеды для их подопечных. Иногда наши сотрудники доставляли блюда сами. Для нас было очень ценно, что мы можем выйти из онлайна и увидеть тех, кому помогаем», – рассказывает Катя Хомякова, директор по бренд-маркетингу «Кухни на районе».
«Кухня на районе» готова работать с НКО как социальный спонсор и ищет постоянных партнеров для решения конкретных социальных проблем. Пока компания рассматривает идею фудшеринга.
«Мы готовы поддерживать НКО, которые нам близки. Вероятно, это будет микс из возможностей партнерства: один фонд возьмем для поддержки как основной, а с другими НКО будем делать временные проекты», – объясняет директор по бренд-маркетингу.
Фото: Владимир Баранов / РИА Новости
У компании есть два алгоритма выбора партнера из третьего сектора:
- поиск организации под уже готовый спецпроект;
- компания знакомится с НКО и решает сделать с ней совместный проект.
Кого выбирает бизнес?
Команда «Кухни на районе» готова создавать проекты с НКО раз в квартал. Это связано с планированием внутренних бизнес-процессов. На подготовку совместной кампании уходит около трех месяцев. За это время служба безопасности проверяет документацию НКО-партнера на прозрачность, проходит подписание документов, готовится проект.
«Наша команда полностью отвечает за креатив и содержание, в процессе мы берем консультации у НКО, как лучше представить клиентам их тематику. Узнаем, какие слова лучше не использовать, на чем стоит делать акцент. Во всем остальном мы готовим проекты под ключ», – говорит Катя Хомякова.
От сотрудничества выигрывают и НКО, и «Кухня на районе», считают в компании. Например, так было с проектом «Бабушкины пирожки», который компания реализовала с фондом «Старость в радость».
«Во время этого проекта в нашем меню появилась “домашняя” выпечка. И мы увидели, как она востребована у клиентов. Благодаря проекту, мы поняли, какой есть запрос у аудитории, и теперь выпечку продаем на постоянной основе. Это классная иллюстрация того, как бизнес может находить в социальных инициативах выгоду для себя», — отмечает Катя Хомякова.
Этот материал — часть проекта «НКО-профи Москвы: информация и практики», который Агентство социальной информации реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о работе московских СО НКО по ссылке.