Встретить машину с продуктами, разгрузить ее, распределить полученные товары по складу, уведомить благополучателей – работа в Банке еды «Русь» идет целый день. Часть задач ложится на плечи волонтеров. Их в организации много: только в 2022 году банку еды помогало более 10 тысяч добровольцев по всей России.
«Мужчины обычно делают какую-то тяжелую работу: помогают разгружать машины, перетаскивать палеты, женщины – расфасовывают наборы, подсчитывают полученные продукты, помогают при выдаче», – говорит Александра Кожевникова, менеджер по работе с волонтерами московского отделения Банка еды «Русь».
В день открытых дверей организация предложила гостям попробовать себя в роли волонтеров, которые собирают и передают продуктовые наборы нуждающимся.





Сбор продуктовых наборов начинается уже после того, как товары распределят на складе и запишут. Каждый день получается уникальный набор: в зависимости от того, какие продукты передадут компании и магазины.

Сбор идет строго по списку: каких-то позиций кладут в пакет несколько, что-то – строго в одном экземпляре. Отдаленно похоже на конвейерную ленту: волонтер идет вдоль паллет, останавливается у каждой и берет нужное количество.
Фото: Дима Жаров / АСИ
После того как набор собран, его завязывают и откладывают в сторону. Иногда волонтеры добавляют записки с пожеланиями или просто теплыми словами.
Есть волонтеры, которые берут на себя сразу несколько задач: забрать продукты из кафе, проверить сроки годности и передать их нуждающейся семье. Недавно о рабочем дне такого волонтера вышел репортаж на сайте «Про фудшеринг».



«Про фудшеринг» – это новый портал. Его главная задача – популяризировать фудшеринг в России.
Познакомить с фудшерингом
В России каждый год на свалки попадает порядка 17 млрд килограмм еды. Если представить эти объемы в виде грузовиков, то получится колонна, которая растянется о Москвы до Владивостока и обратно, говорят в Банке еды «Русь».
«Мы подсчитали: если бы нам ежегодно удавалось распределять и предотвращать попадание на свалки 1,2 млн тонн продуктов, мы могли бы накормить большинство из тех, кто находится за чертой бедности. Сейчас это около 20 млн человек», – говорит Анна Алиева-Хрусталева, вице-президент Банка еды «Русь».
Чтобы это было возможным, необходимо развивать фудшеринг. Банк еды «Русь» занимается этим в России уже более десяти лет. Но до сих пор многие плохо понимают, что такое фудшеринг и по каким принципам он работает.
Фото: Дима Жаров / АСИ

Чтобы объяснить, что такое рациональное потребление, фонд решил открыть свой медиапроект «Про фудшеринг». В него входят сайт, email-рассылка дайджеста новостей и телеграм-канал «Про|фудшеринг».
Основные темы, с которыми будет работать медиапроект, — это рациональное потребление, продовольственная безопасность, экономика замкнутого цикла и т.д. Материалы готовят молодые ученые и эксперты в области устойчивого развития, а также студенты журфаков.





Работа с разными аудиториями
На сайте проекта есть пять рубрик: «Теория», «Практика», «Регулирование», «Исследования» и «Колонка главреда». Также есть свой «словарь»: карточки, в которых авторы объясняют понятия, связанные с фудшерином.
В Банке еды «Русь» отмечают: в первую очередь сайт полезен для представителей делового сообщества, которые формируют политику корпоративной социальной ответственности в компаниях.

«С помощью экспертных материалов и оперативных новостей команда проекта настроена обучать менеджеров, предпринимателей и чиновников принципам фудшеринга и экономики замкнутого цикла, делиться бизнес-кейсами по внедрению фудшеринга, знакомить с профильными НКО», – объясняют в организации.
Фото: Дима Жаров / АСИ
Телеграм-канал «Про|фудшеринг» работает с более широкой аудиторией: людьми, готовыми применять принципы рационального потребления в своей жизни. Там публикуют новости и полезные посты. Например, недавно вышла публикация про безотходные рецепты из моркови.







«Сейчас все еще есть большой барьер в развитии фудшеринга – он связан с налоговым обложением. Сейчас бизнесу выгоднее выкидывать еду, а не отдавать ее. Чтобы преодолеть этот барьер, нам важно объяснить обществу и государству, что такое фудшеринг и почему эта инициатива важна», – добавляет вице-президент Банка еды «Русь».
Сейчас проект «Про фудшеринг» реализуется за счет средств грантов. В будущем Банк еды «Русь» планирует привлекать частные пожертвования, а также пожертвования бизнеса, чтобы продолжать развивать этот медиапроект.
Этот материал — часть проекта «НКО-профи Москвы: информация и практики», который АСИ реализует при поддержке Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы. Другие новости и статьи о работе московских СО НКО по ссылке.